Тематика старинной живописи
Темой для работы Уваров избирает жизнь «Галицкой Руси, когда она стала подвергаться проискам западного латинства». Увлечённый сюжетом, Неврев в 1875 году создаёт полотно «Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III». Картина была одобрена и публикой, и критиками, удостоена многократных похвал. Небольшую положительную статью о творчестве автора в 1876 году публикует журнал «Пчела». Окрылён успехом, Николай Васильевич создаёт второе историческое полотно, темой для которого избирает первую польскую интервенцию (1605-1606). Над воплощением сцены из непростых для Руси времён Смуты художник трудится до 1877 года. Так появилась картина «Присяга Лжедмитрия I королю Сизигмунду III на введение в России католицизма». С тех пор художник преимущественно работает над сюжетами из русской истории.
Помимо упомянутых исторических полотен, было написано немало других, наибольший интерес из которых представляют: «Василиса Мелентьева и Иван Грозный» (1880-е), «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» (1881), «Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию» (1882), «Патриарх Никон перед судом» (1885), «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением» (1886), «Захар Ляпунов и Василий Шуйский» (1886), «Ярослав Мудрый, отправляющий свою дочь Анну в замужество к французскому королю Генриху I» (1888), «Кончина Митрополита Филиппа» (1898) и «Опричники» (до 1904).
В последние годы картины Неврева практически не покупали, хотя в прессе иногда печатались доброжелательные отзывы о его творчестве. Художник, не имея достаточно средств к существованию, испытывал нужду. После смерти П.М. Третьякова Николаю Васильевичу была предложена должность директора галереи. Сославшись на старость, Неврев ответил отказом. Страдая нервным расстройством, художник уединился в своём имении Лысковщина (Витебская губерния), где и прожил до конца своих дней. Болезнь прогрессировала, и 3 (16) мая 1904 года, в возрасте семидесяти трёх лет, Неврев застрелился.
Живопись Николая Неврева. Исторические картины
Творчество Николая Неврева, безусловно, занимает важное место в истории развития русской живописи, и не нужно быть искусствоведом, чтобы высоко оценить картины этого художника. Старая живопись Неврева интересна не только специалистам и собирателям антиквариата, но и любому человеку, желающему расширить кругозор и «заглянуть в прошлое», как в современную автору эпоху, так и в более ранние времена.
Так, картина «Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III» живописует сцену встречи «гостей» из Ватикана Романом Мстиславичем Галицким (Великим). В галицко-волынской летописи он назван «самодержцем всея Руси». Роман Мстиславич Великий (ок. 1150-1205) с 1168 по 1170 год был князем новгородским, с 1170 по 1187 и с 1188 по 1199 — князем волынским, в 1188 и с 1199 по 1205 — галицким. В 1199 году стал первым галицко-волынским князем, а в 1201 и в 1204 был Великим Князем Киевским.
На картине «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сизигмунду III на введение в России католицизма» мы видим человека, выдающего себя за чудом спасшегося русского царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Самозванец (согласно официальному мнению), именовавший себя царевичем (а с 1 июня 1605 по 17/27 мая 1606 года — царём) Дмитрием Иоанновичем (для правителей иностранных государств — Императором Димитрием), даёт обещание королю Польши обратить Россию в католическую веру, в обмен на содействие в получении русского престола и закреплении на нём. После Лжедмитрия I было ещё двое самозванцев, выдававших себя за сына Ивана Грозного и пытавшихся завладеть российским престолом.
[av_toggle_container initial=’0′ mode=’accordion’ sort=»]
[av_toggle title=’Все статьи цикла’ tags=»]
Николай Васильевич Неврев. Часть 1
Николай Васильевич Неврев. Часть 3
[/av_toggle]
[/av_toggle_container]