Николай Васильевич Неврев. Часть 3

    Старинная живопись. «Василиса Мелентьева и Иван Грозный»

    Василиса Мелентьева и Иван Грозный
    Василиса Мелентьева и Иван Грозный

    Картина «Василиса Мелентьева и Иван Грозный» изображает молодую женщину, шестую жену Ивана IV Васильевича Грозного на переднем плане, а на заднем — самого царя. По причине того, что самодержец не венчался с ней, взяв её по одной молитве, современники называли Василису «женище». Известный историк Николай Карамзин назвал Мелентьеву «прекрасной вдовой», по приказу Ивана Грозного её мужа заколол один из царских опричников.


    «Опричники» — название картины говорит само за себя. Они были людьми разных сословий, отрекшиеся от своих семей, поклявшиеся в верности царю. Одним из пунктов клятвы было проживание отдельно от прочих людей, именуемых «земскими». Опричников узнавали по атрибутам, коими служили голова собаки и метла, символы готовности «выгрызть и вымести измену». Опричное войско было создано Иваном Грозным в 1565 году как личная гвардия царя. Современники называли входивших в неё «государевыми людьми», а термин «опричник» появился позднее. Самые известные в истории опричники — Малюта Скуратов, Алексей Басманов и Афанасий Вяземский.

    Картина «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением» передаёт событие, имевшее место в тяжёлые послепетровские времена, времена дворцовых переворотов, смут и «бироновщины». Редкий человек — мужчина или женщина в те годы не испытал монастырского заточения, ссылки в Сибирь или знакомства с Тайной Канцелярией. Дочь князя Григория Дмитриевича Юсупова, Прасковья Григорьевна, помнившая Петра Великого, была одной из них. История умалчивает о том, какова была вина княжны, известно одно — Юсупова попала в опалу у императрицы Анны Иоанновны, и через две недели после смерти отца, 16 сентября 1730 года Прасковья Григорьевна из московского царского дворца была отрпавлена в Тихвин под конвоем, состоящим из солдат и сержанта. Княжна была привезена во Введенский девичий монастырь и передана настоятелю — Тихвинскому архимандриту Феодосию, который сдал её игуменье Дорофее, наказав держать накрепко и никого не допускать к Юсуповой. Не зная, где расположить ссыльную княжну, игуменья оставила её при себе, в своей маленькой келье. Прасковье Григорьевне (после пострига — Прокле) был отведён небольшой угол, куда игуменья поставила скромную кровать, деревянный стол и стул и повесила занавеску. Это всё имущество, которым распоряжалась опальная княжна после жизни во дворце и в роскоши отцовского дома. В чём заключалась её вина перед государыней — знала только она сама, императрица и небезызвестный начальник Тайной Канцелярии Андрей Иванович Ушаков.

    Особенности старинных картин Неврева

    Старинные картины кисти Николая Неврева отличает правдивость, зритель невольно сопереживает изображённым на них персонажам, жившим за много лет до нас. Многие полотна хранятся в музеях различных городов нашей страны. Несомненно, Николай Васильевич Неврев — незаурядный художник, мастер жанровой живописи и исторического сюжета, превосходный портретист.

    [av_toggle_container initial=’0′ mode=’accordion’ sort=»]
    [av_toggle title=’Все статьи цикла’ tags=»]

    Николай Васильевич Неврев. Часть 1
    Николай Васильевич Неврев. Часть 2

    [/av_toggle]

    [/av_toggle_container]

    Оцените статью
    Старый Петербург