Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого

Николай Васильевич Неврев. Часть 1

Николай Васильевич Неврев — значение для рынка антиквариата

Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого

Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого

Для большинства собирателей антикварных картин, ценителей антиквариата небезынтересна история искусства, биография и творческий путь художника, чьи произведения украшают коллекцию или выставляются в музее. В этой статье речь пойдёт о нашем соотечественнике, художнике 19 века, видном представителе исторического и жанрового направлений в живописи, Николае Невреве.

Биография и творческий путь Николая Неврева


Русский живописец, участник передвижных художественных выставок, Николай Васильевич Неврев родился в Москве в 1830 году. Воспитываясь в купеческой семье, он с детства проявлял интерес к изобразительному искусству, не желая для себя иного занятия, чем живопись. Первым наставником молодого человека стал актёр Иван Иванович Скотти, который обучил Николая искусству составления красок и технике письма. Иван Иванович, обрусевший итальянец, как и его брат Михаил Иванович, известный русский художник, принадлежали к династии Скотти. Их отцом Иваном Карловичем (Джовани Батистой) Скотти были расписаны многие дворцы в Санкт-Петербурге.

В 1850 году Николай Васильевич поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, инспектором которого был упомянутый выше Михаил Иванович Скотти. Именно к нему и попал Неврев, сделавшись одним из его лучших учеников. В 1855 году была создана работа «Домашняя крестьянская сцена», которая принесла автору звание «неклассного художника по живописи домашних сцен» (март 1855). Через год в Училище сменился руководитель — место Скотти занял известный портретист тех лет С.К. Зарянко. Неврев не нашёл взаимопонимания с новым инспектором, и ему пришлось покинуть Училище, не окончив курса, получив звание свободного художника.

Будучи курсантом Училища, Николай Васильевич работал, преимущественно, в направлении жанровой живописи, которой уделялось особое внимание в данном учебном заведении. Выйдя из его стен, художник начал писать портреты и картины на исторические темы. На начало шестидесятых годов 19 века приходится знакомство Неврева с П.М. Третьяковым. Николай нередко бывает гостем в доме знаменитого галериста. Художник пишет портрет актёра Щепкина, по заказу Третьякова, также в начале шестидесятых он создаёт ряд портретов родственников последнего. В это время портреты кисти Неврева начинают приниматься публикой, их ставят в один ряд с работами упомянутого ранее Зарянко, пользующегося в те годы славой мастера портретного жанра. Неврев попадает в число лучших портретистов России.

Помимо портретов, живописец работает в то же время над бытовыми сценами, а с середины шестидесятых годов полностью уходит от портрета в пользу жанровой живописи. Основные его произведения данного направления — «Панихида на сельском кладбище» (1865), «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» (1866), «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866, написана через несколько лет после отмены крепостного права Александром Вторым, и её причисляют к «русским картинам, соединяющим бытовую национальную правду с потрясающей драматичностью»), «Наследство после чиновника», «Странник в купеческой семье», «Две подруги», «Воевода», «Сватовство» (1889), «Семейные расчёты (Раздел по наследству)» (1889).
А.С. Уваров, известный археолог, любитель русской старины предлагает Невреву участие в конкурсе на историческую картину, организатором которого выступило Московское Общество Любителей Художеств.