Виктор Васнецов — значение творчества русского живописца
Сказочно-былинная живопись Васнецова знакома каждому с детства. Но не только герои сказок стали персонажами его полотен, были в творчестве художника и другие мотивы. Виктор Васнецов родился в селе Лопьял нынешней Кировской области в семье сельского священника. Будущий живописец обучался этому искусству в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, а затем в Академии художеств. Творческий путь мастера делится на несколько периодов, соотносящихся с изменениями в стране и с его мировоззренческими установками. Его творчество также весьма ценится на рынке антиквариата.
Эксперты в области антикварной живописи о творчестве Виктора Васнецова
Васнецовская живопись раннего периода отвечает принципам социальной критики передвижников. Примером тому служат такие полотна, как «С квартиры на квартиру» (1876) или «Преферанс» (1879). Тонкая, добрая ирония и глубокое сострадание к героям картин — городской бедноте с её нуждой, мещанам с их унылым образом жизни у живописца, как у Фёдора Достоевского, неразделимы. В конце 19 века Васнецов воплощает в своих работах историческую реальность поразительной достоверности в сочетании с фантастической легендой. Живопись художника этого периода обладает декоративностью модерна, в основу которого положен символизм с его размытыми границами между реальностью и сказкой. Самые известные картины — «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Три царевны подземного царства» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), знаменитое эпическое полотно «Три богатыря» (1898). Герои самой популярной картины художника — былинные русские богатыри Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец, изображённые верхом на конях, стерегущими границы Руси. Былинная тематика делает живопись Васнецова неизменно притягательной для зрителя всех возрастов. В годы Октябрьской революции и последующих за ней событий творчество Васнецова отличается сложными, подчас мрачными переживаниями художника. В его работах «Царевна-Лягушка» (1901-1918) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-1918) многие видят аллегорию и воплощение тревоги автора, вызванной происходящими в России событиями. В конце творческого пути Виктор Михайлович написал несколько портретов, представляющих несомненную ценность для современных ценителей антикварной живописи. Один из них остался неоконченным — портрет художника Михаила Васильевича Нестерова (1926).
Живопись Васнецова на аукционах антиквариата
Конец 19 века был для Виктора Васнецова тем периодом, когда он активно проявлял себя в оформительском искусстве. Наиболее яркие примеры этого — эскизы Виктора Михайловича к постановке «Снегурочки» — пьесы Николая Островского на домашней сцене московского мецената С. И. Мамонтова (1881-1882), а позднее — к «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова в мамонтовской частной опере (1885). Панно «Каменный век», созданное в 1883-1885 годах для московского Исторического музея — прекрасный образец декоративной живописи Васнецова, на котором изображены древние предки славян. Самое монументальное произведение мастера — роспись Владимирского собора в Киеве в 1885-1896 годах, где обновление византийских канонов гармонично сочетается с лиричностью и личностностью образов, в обрамлении фольклорного орнамента. За свою творческую карьеру Васнецов создал немало полотен. На рынке старинной живописи работы Васнецова с молотка уходят на аукционах антиквариата, проводимых Sotheby’s и Christie’s.
Творчество Васнецова внесло неоценимый вклад в архитектуру. Русский стиль для художника — это сочетание органической целостности с многообразием форм и декором. Он участвовал в разработке нескольких архитектурных композиций, в том числе фасада Третьяковской галереи в 1906 году. Большинство полотен кисти Виктора Васнецова хранится в Москве, в Третьяковской галерее. Живопись этого художника можно также увидеть в Музее имени братьев Васнецовых в Кирове.