Фёдор Васильев. Вид на Волге

Старинные картины кисти Фёдора Васильева

Неповторимая живопись Фёдора Васильева

Фёдор Васильев. Вид на Волге

Фёдор Васильев. Вид на Волге

Картины Фёдора Васильева среди знатоков старинной живописи особенно популярны. Они могут стать бесценным экземпляром в коллекции антиквариата, поскольку живопись этого мастера очень сложно приобрести. Большинство полотен художника находится в музеях. В 2004 году произошел редкий случай: картина Ф.А. Васильева «На берегу моря» выставлялась на аукционе антиквариата, организованном ТД «Гелос». Стартовая цена её составила 150 тысяч долларов (как известно, стартовая цена предмета в большей степени зависит от экспертной оценки антиквариата).

Начало пути художника

Фёдор Александрович Васильев родился под Петербургом, в Гатчине в 1850 году в семье мелкого чиновника. Отец был пьяницей и игроком, что наносило большой ущерб финансовому положению семьи, которое стало ещё хуже после переезда в Петербург. Двенадцатилетний Фёдор был вынужден пойти на заработки. Он устроился на почтамт, а позднее – в Адмиралтейство помощником писца. Когда Фёдору было пятнадцать, отец окончательно спился и умер, и юноша взял на себя заботу о матери и двух младших братьях. Тогда же он стал учеником реставратора в академии художеств, и это дало юному дарованию возможность посещать вечерние занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.

Мастера сразу обратили на молодого человека внимание, разглядев истинный талант. Фёдор Васильев был взят под опеку именитым пейзажистом Иваном Шишкиным, который пригласил его на Валаам в творческую поездку. Во время этой поездки Иваном Ивановичем была написана картина, изображающая кладбищенский пейзаж и сидящего на траве Ф. Васильева. Было замечено, что в результате общения с Фёдором Александровичем в живописи Шишкина стало больше лиричности. Это говорит о том, что не только Иван Иванович повлиял на молодого Васильева, но и этот начинающий художник оказал влияние на признанного мастера живописи. Талантливый юный живописец не мог остаться незамеченным. Известный меценат П.С. Строганов приобрёл одну из написанных на Валааме картин Фёдора Александровича, и сделался его покровителем. Он приглашал художника в свои имения, и там Фёдор Васильев создал множество выдающихся работ. Благодаря светлому внутреннему миру люди тянулись к Фёдору, и в имении Строганова он мог общаться с русской элитой того времени. В манерах Васильева появился светский лоск, и собратья по ремеслу в шутку стали называть его «графом». Вращение в кругу состоятельных людей позволяло художнику оказывать финансовую помощь семье – матери и братьям. Друзья Строганова с удовольствием покупали произведения Васильева, что давало ему возможность заниматься делом своей жизни, не отвлекаясь на поиски хлеба насущного.

Старинные картины мастера – шедевры на все времена

Заметное влияние на формирование живописного таланта Фёдора Васильева оказал его преподаватель И.Н. Крамской, так написавший о своём ученике: «Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения». В скором времени молодой художник становится авторитетным и полноправным членом Товарищества передвижных выставок, разделяя идеи этого сообщества. 1871 год ознаменован созданием неповторимого полотна «Оттепель», оказавшего на современников огромное впечатление. Эту картину для своей галереи приобрёл П.М. Третьяков, а Великий князь Александр Александрович заказал её копию, которая была представлена в Лондоне на Всемирной выставке и получила отзывы полные восторга, а также удостоилась премии. Общество поощрения художеств присудило «Оттепели» первую премию.

На пике славы обнаружилось, что выдающийся живописец серьёзно болен. Из-за прогрессирующего туберкулёза Фёдору Александровичу пришлось сменить климат и уехать в Крым. Средства на поездку были выделены Обществом поощрения художников. Васильев мог наряду с поправкой здоровья писать яркие крымские пейзажи, но он тосковал по российским бескрайним просторам. В Крыму художником созданы произведения, которые в наше время обладают особенной ценностью. На сегодняшний день известно, что эти старинные картины написаны по старым этюдам, и именно к этому периоду творчества относится один из лучших пейзажей Васильева – «Мокрый луг». Эта картина принесла автору звание «классного художника первой степени» и возможность занимать официальные должности и служить чиновником 12 класса. Стремительно ухудшавшееся здоровье не дало художнику возможности вкусить плодов своего триумфа. «В крымских горах» – последнее крупное произведение мастера. Друзья организовали посмертную выставку работ Фёдора Васильева, и они все были раскуплены. Восемнадцать картин приобрёл для галереи Павел Третьяков. Всего пять лет творческой деятельности – и созданы произведения, без которых представить русскую пейзажную живопись практически невозможно. Полотна Фёдора Васильева так живо и поэтично передают природу, что они никогда не потеряют свою актуальность.