Старинная бронза

Старинная бронза

Интерес к художественным изделиям из бронзы, выполненным российскими мастерами, не ослабевает и в наши дни. Антиквариат, выполненный из бронзы, привлекает немалое количество желающих его приобрести. И это не удивительно, бронзовые старинные канделябры, пепельницы, рамки для фотографий или более современные настольные лампы способны украсить любой, самый изысканный интерьер и подчеркнуть индивидуальность его владельца.

Старинная бронза

Старинная бронза

История антикварной бронзы

Интересно, что в далеком 1829 году обозреватель первой всероссийской мануфактурной выставки назвал изделия из золоченой бронзы таким предметами роскоши «коих употребление бережливые нации у себя запрещают». Это критическое замечание можно назвать как раз лучшим комплиментом художественной бронзе. Изделия из неё были символом власти, силы и незаурядности владельцев. Изысканная роскошь произведений из бронзы и послужила причиной стремления императрицы Елизаветы Петровны основать в России производство художественных изделий из неё.

В середине XVIII века Российская империя смогла претендовать на лидерство среди европейских стран. Роскошь убранства дворцовых интерьеров Петербурга не должна была уступать роскоши французского Версаля. Таким образом, основание в России бронзолитейного производства являлось задачей политической. Так в России появились свои мастера художественной бронзы. А изделия их стали достойными конкурентами лучших европейских мастеров венской и французской школ художественной бронзы.
В формировании традиций отечественной художественной бронзы можно проследить несколько этапов. Одним из основных событий можно считать начало подготовки специалистов по литью, чеканке и формовке художественной бронзы при Петербургской Императорской академии художеств в 1760 году, и открытие там же классов по художественному ремеслу. Екатерина II продолжила политику своей предшественницы императрицы Елизаветы в деле поддержки развития отечественной художественной бронзы. С 1764 года мастеров по художественной бронзе стали готовить в классе орнаментальной скульптуры. Учитывая специфику создания изделий из бронзы, этот класс был специально выделен из общего скульптурного класса. Первыми учителями российских специалистов были французские мастера, в частности, Николя Жиле, руководивший классом орнаментальной скульптуры до 1766 года, затем его сменил Луи Роллан.
Этапным событием было открытие в 1780 году в России первой бронзолитейной фабрики. Конец восемнадцатого века — середину девятнадцатого можно считать эпохой формирования своего национального стиля художественной антикварной бронзы. Российскими мастерами была создана собственная неповторимая стилистика изделий из этого материала. Бронза везде считалась дорогим материалом, в конце XVIII начале XIX веков изделия в стиле классицизма и ампира изготавливались в единичных экземплярах и всегда были эксклюзивными. В этот период времени изделия из бронзы становятся одним из излюбленных элементов декорирования дворцовых интерьеров. Второй этап развития бронзового литья в России был связан с возникновением фабрик, где создавались высокохудожественные изделия из бронзы. Среди наиболее успешных предприятий, возникших в конце 1860-х годов, можно назвать петербургские фабрики Шопена, Штанге, Верфеля, Морана. Не отставала и Москва, там примерно в это же время возникли фабрики Соколова, Крумбеля, Постникова. Одним из этапных событий второго периода можно считать первую публичную мануфактурную выставку 1829 года, она состоялась в Петербурге. Идея таких выставок пришла из Франции, там в 1819, 1827 годах в залах Лувра проводились мануфактурные выставки. Один из журналистов, побывавших на петербургской выставке, в отчете о ней писал: «Нет ничего столь заразительного, как роскошь. Стоит ей только проникнуть в палаты знатных и богатых, мгновенно она разливается повсюду, всякий старается сравниться с высшими себя и богатейшим блеском наружности».

Действительно, формирующаяся в России крупная буржуазия подражала аристократии и с удовольствием раскупала изделия из бронзы. Возможности фабричного производства делали художественную бронзу доступной и для других состоятельных слоев населения.
Впрочем, не только развитие технологий было характерно для второго этапа формирования русского стиля художественной бронзы. Отечественная война 1812 года послужила причиной роста национального самосознания, интерес к своей культуре, традициям, народному искусству повлиял на сюжеты антиквариата из бронзы. В 60-е годы XIX века в российской бронзовой скульптуре возникло новое реалистическое направление, которое было созвучно передовым тенденциям в изобразительном искусстве и литературе. Реалистическая мелкая пластика, создателями которой были талантливейшие молодые скульпторы Е. Лансере, А.Обер, В. Грачев, Н. Либерих, обратилась к народной тематике. Художники создавали вполне реалистические сюжеты, героями которых были крестьяне, казаки, дети, народы, населяющие просторы Российской империи. Эти изделия быстро стали популярными и в России, и за рубежом. Известный критик В.В.Стасов, к мнению которого прислушивалась все просвещенные россияне, писал о бронзовой скульптурной миниатюре: «По жизни, правдивости и уровню исполнения все эти вещи, даром, что миниатюрные, стоят гораздо больше, чем очень многие из числа больших и важных скульптур. Не только их крестьяне, крестьянки, деревенские мальчишки, казаки, камчадалы, черкесы, евреи, шарманщики, дворецкие и прочий люд, но даже лошади и собаки – в сто раз талантливее и интереснее всевозможных «фрин», «утопающих» и «жмурок». Популярность бронзовых миниатюрных скульптур была очень велика, их использовали также в качестве украшения светильников, чернильниц, канделябров, пресс-папье. Скульптурная анималистика, изображение эпизодов русской охоты стали своего рода визитной карточкой российских мастеров, благодаря этим и другим национальным сюжетам русскую бронзу сразу узнавали на международных художественно-промышленных выставках. Разнообразные сюжеты, прекрасное качество бронзового литья, патинирование и чеканка сделали русскую бронзу популярной за рубежом.

Традиции русской бронзы

Последнее десятилетие XIX века можно считать началом третьего этапа развития традиций русской старинной бронзы. Для этого этапа характерно техническое переоборудование фабрик, занимающихся бронзовым литьем, концентрация производства на нескольких крупных фабриках. Копии наиболее популярных работ скульпторов Грачева, Лансере, Напса выходят массовым тиражом. На смену единичным или малотиражным изделиям приходит недорогая заводская продукция.
Русская художественная бронза развивалась на протяжении столетий. И сейчас эти произведения входят в сокровищницу русского прикладного искусства.