Парсунный портрет Петра I

Портрет в русской живописи XVIII века

Парсунный портрет Петра I

Парсунный портрет Петра I

Портрет — один из самых сложных, интересных и популярных среди любителей искусства жанров живописи. Русская старинная живопись известна множеством глубоких, раскрывающих внутренний мир модели портретов. Правда, нужно признать, что не всегда этот жанр был любим самими художниками. За четыре века развития портретного жанра в России он претерпел множество изменений. На заре развития портретной живописи художники иногда недооценивали возможность субъективного, творческого начала в работе над портретом. Федот Шубин писал: «Ничего не может быть горестней, чем слышать от сотоварищей: он портретный». А Абрам Архипов шутил: «Завидую живописцу вывесок и портретов: и тот и другой умирает с неиспорченными нервами». Но портретный жанр только на первый взгляд так прост. Михаил Нестеров подчеркивал, что у портретиста должен быть особый глаз на лицо человеческое: зоркий и чуткий. А Мольер вообще считал портретный жанр самым трудным, справедливо полагая, что для создания его мало таланта художника, нужен еще и глубокий, острый ум.

Русская портретная живопись довольно популярна на мировом антикварном рынке. Например, портреты и автопортрет кисти З. Серебряковой, впервые представленные в 2001 году на аукционе «Сотбис», побили тогда все ценовые рекорды. История русской портретной живописи уходит вглубь веков. Дорого продать, оценить или купить картину в Санкт-Петербурге Вы можете а нашем антикварном салоне.

Парсунный портрет

Еще в XI-XII веках стены соборов расписывались фресками с изображением русских князей — основателей храмов: Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. В конце XVI века стали появляться иконы с еще довольно условными изображениями царствующих особ. До наших дней дошли имена талантливых иконописцев Симона Ушакова, Ивана Рефусицкого, Карпа Золотарева, которые изображали также и русских царей. Первой формой портрета можно считать парсуну, сочетавшую в себе древнерусский иконописный стиль и черты западноевропейской светской живописи. Возникло искусство парсуны в семнадцатом веке и просуществовало до второй половины XVIII века. Правда, в провинциальных городах парсуны писались и позднее. Само слово «парсуна» обозначает «персону», «особу». Этот тип портрета изображал, скорее, носителя некого обобщенного типа вельможи, царя, посла, чем образ какой-либо конкретной, неповторимой личности. Парсуны можно назвать светскими парадными портретами, в таком далеком от нас XVII веке они были знаком престижности, высокого положения в обществе.

Открытие индивидуальности в портретной живописи XVIII века

Восемнадцатый век в европейском искусстве вполне справедливо называют веком портрета. Именно он доминировал тогда над всеми остальными жанрами станковой антикварной живописи. В России реформы Петра I способствовали установлению более тесных связей с западной культурой, в русское искусство стали активно проникать элементы развитой европейской светской живописи. Традиции западноевропейской живописи оказали большое влияние на русских художников, но вместе с тем их творческая манера сохранила свой неповторимый, самобытный характер.

Героем времени в эпоху Петровских реформ, да и в период правления Елизаветы и Екатерины II становится энергичный, деятельный человек, обладающий яркой индивидуальностью. Новое отношение к человеческой личности, влияние западноевропейского искусства вызвало большие изменения в старинной русской портретной живописи, этот жанр быстро эволюционировал от скованных, внешне застывших парсун к произведениям, выражавшим черты неповторимой человеческой индивидуальности. В начале 18 века вырос и сформировался талант замечательных мастеров И. Н. Никитина, А. Матвеева. Образы портретов, принадлежащих их кисти, отличаются конкретностью, выразительностью и силой характеров. Старинная живопись мастеров XVIII века входит в сокровищницу русского искусства. В 1740-1750 годах ярко проявился талант И. П. Аргунова, И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, именно эти художники во многом определили пути развития русской портретной живописи в будущем. Во второй половине XVIII- начале XIX века талантливые художники — портретисты Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский основали новые для русского искусства традиции интимного, психологического портрета.

А когда в 1988 году аукционный дом «Кристис» впервые организовал в Лондоне торги русским антиквариатом из Санкт-Петербурга, то уровень мастерства русских художников-портретистов XVIII века был настоящим открытием для зарубежных антикваров.

О чем могут рассказать портреты русских художников XVIII века

С полотен художников 18 века на нас смотрят лица людей, живших более двух веков назад. Какими они были? Что их волновало? Каков был их внутренний мир? Часто нам кажется, что в этих портретах

Портрет Александры Струйской

Портрет Александры Струйской

таится какая-то загадка. Вполне возможно. Всмотримся в прекрасные черты Александры Струйской. Знаменитый портрет этой удивительно красивой женщины Ф. Рокотов написал, когда его модели было восемнадцать лет. А спустя два века поэт Николай Заболоцкий посвятил ей стихи:

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Ф. С. Рокотов был мастером изображения внутреннего мира человека, его тончайших душевных движений. Он обладал даром тонкого колориста, живописную манеру его современники называли своеобразной и артистичной. Ф. Рокотов был родом из подмосковного имения князя Репнина, его родители были крепостными. На талантливого юношу обратил внимание И. И. Шувалов и по его рекомендации Рокотова приняли в Академию художеств. Федор Степанович Рокотов создал тип портрета, пользовавшегося большим признанием у современников, его произведения составили целую эпоху в русской портретной живописи.

Портрет Струйской занимает особое место в творчестве Рокотова. Этот портрет был написан по случаю свадьбы богатого помещика Николая Еремеевича Струйского и Александры Степановны Петровны Озеровой. Н. Е. Струйского называли «странным барином», он был страстно увлечен поэзией, сам писал стихи, отличался экзальтированным поведением и соседям-помещикам казался немного странным. Многие из своих поэтических творений он посвятил своей любимой жене Александре. Ф. С. Рокотов был другом Струйского, именно Николай Еремеевич был единственным из современников Рокотова, кто оставил воспоминания о художнике. Существует легенда о любви Рокотова к Александре Степановне Струйской. Может быть, для её возникновения и были некоторые основания. По воспоминаниям современников, Александра Степановна обладала удивительным обаянием и никого не оставляла равнодушным. А загадка привлекательности её портрета кроется, возможно, не только в мастерстве художника, но и в чувствах, которые Рокотов испытывал к юной жене своего старого друга. Да и теперь, спустя двести лет, антикварный портрет А. Струйской служит источником вдохновения для писателей и поэтов. Купить старую русскую живопись в спб, принадлежащую к этому периоду, все еще можно в нашем антикварном салоне.

Расцвет творчества Алексея Петровича Антропова приходится на начало XVIII века, он стоял у истоков развития русского камерного портрета. Отец художника — талантливый мастер — оружейник, живописи Алексей Петрович учился у известнейших художников: А. Матвеева, И. Вишнякова, М. Захарова, Л. Каравакка. Особенностью портретов Антропова можно считать стремление к изображению человека без прикрас, следование жизненной правде. Художник умел подчеркнуть конкретные черты характера, он обладал искусством достижения жизненности и предельной убедительности образа, правда, в глубины внутреннего мира модели Антропов не углублялся.

Ярким примером творческой манеры Антропова можно считать портрет коллежского асессора, московского дворянина Д. И. Бутурлина. Он был известен, как энергичный, деятельный человек. Портрет Антропов писал, когда его модели было 59 лет. Художник изобразил человека с энергичными крупными чертами лица, словно бы вырубленными из дерева. Живой взгляд карих глаз выражает твердость характера и ясность ума. Передавая осязаемость, телесность образа, Антропов создает четкую, выпуклую лепку лица, фигура модели, словно бы выходит за рамки полотна, создавая иллюзию барельефа.

Старинная живопись русских художников дает нам возможность не только насладиться прекрасными произведениями искусства, но увидеть лица людей, живших много лет назад. А в случае портретов Рокотова, Боровиковского, Левицкого также и почувствовать их внутренний мир.