Советский фарфор. Фарфоровые статуэтки ЛФЗ

История ЛФЗ. Часть 2

Советский фарфор 1930-1950

Советский фарфор. Фарфоровые статуэтки ЛФЗ

Советский фарфор. Фарфоровые статуэтки ЛФЗ

Ученик Казимира Малевича, талантливый художник и хороший руководитель, Николай Суетин сумел мастерски воплотить идеи супрематизма в сочетании с реалистичным отображением природы. Белизна материала и сочность красок в росписи, законченность образов и мягкость форм фарфора ЛФЗ были результатом творческих усилий и индивидуальности художников творческого коллектива завода — А. Воробьёвского, Т. Безпаловой, И. Ризнича, Л. Блак, Л. Протопоповой, М. Моха, С. Яковлевой, А. Яцкевич и других.

Будучи призваны решать идеологические и пропагандистские задачи советского времени, посуда и фарфоровые статуэтки ЛФЗ 1930-1950 годов не стали чем-то крикливым и безвкусным. Несмотря на официальность стиля госзаказов, завод выпускал прекрасные изделия из фарфора, благодаря таланту и мастерству художников, входящих в его творческий коллектив, а также длительному дореволюционному опыту изготовления истинных произведений фарфорового искусства.

Развитие производства и признание художественной ценности фарфора.

В начале 60-х годов прошлого века происходит поэтапная реконструкция завода, старейшего в стране. Благодаря внедрению новой техники и технологии изготовления фарфора предприятие смогло существенно увеличить ассортимент производимой продукции, а также значительно его разнообразить. Именно здесь, впервые в стране, была создана технология и налажен промышленный выпуск изящных тонкостенных предметов из костяного фарфора. Этот материал, обладающий повышенной тонкостью, воздушностью, просвечиваемостью и белизной, которые отличают знаменитую старинную китайскую «яичную скорлупу», получил своё название из-за содержания в составе фосфатов кальция — золы костей крупного рогатого скота. Группа специалистов ЛФЗ, разработавших эту технологию, удостоилась Государственной премии СССР в области науки и техники. А у художников завода появилась возможность для расширения своего творческого диапазона при создании новых форм из этого замечательного фарфора.

«Хрущевская оттепель» стала временем, когда искусство вернулось к девизам «Искусство — в производство» и «Искусство — в быт», характерным для 20-х годов. Свойственное сталинским временам стремление к украшательству и помпезности сменилось интересом к форме, в центре внимания оказался белый фарфор и лаконичность геометрических объёмов. Советский фарфор того времени создавался художниками Э. Криммером, А. Лепорской, В. Семёновым, С. Яковлевой и В. Городецким, выпускниками ЛВХПУ им. В.И. Мухиной — К. Косенковой, Н. Семёновой, В. Жбановым, Н. Павловой, С. Богдановой, П. Веселовым и другими, активно заявляющими о себе. Н. Славина и И. Олевская вошли в число ведущих мастеров советского декоративно-прикладного искусства, создавая грандиозные композиции из многих предметов, тем самым расширив представление о фарфоре как материале.

1970-е годы ознаменованы активным участием завода в различных художественно-промышленных выставках, в том числе международных. Лидерство ЛФЗ фарфора неоспоримо, и видным советским искусствоведом Никитой Вороновым изделия завода того времени были признаны «эталоном искусства и высокого качества». Блестящим итогом работы завода стало получение в 1980 году заслуженной награды — престижной международной премии «Золотой Меркурий».[toggle title_open="СВЕРНУТЬ" title_closed="ВСЕ СТАТЬИ ЦИКЛА" hide="yes" border="yes" style="default" excerpt_length="0" read_more_text="Read More" read_less_text="Read Less" include_excerpt_html="no"]История ЛФЗ. Часть 1[/toggle]