Русский фарфор второй трети XIX века. Магазин-салон «Старый Петербург». 1 глава.

    Вторая треть XIX века – время необыкновенных и многозначительных сдвигов и перемен как в сферах политической  и социальной жизни страны, так и в области культуры.

    Это было время тягчайшего политического и духовного гнета николаевской реакции. Вместе с тем это был период нового подъема революционно-освободительного  движения и на более широкой социальной основе. Время активной деятельности таких выдающихся представителей русской культуры, как Герцен и Некрасов, Александр Иванов и Карл Брюллов, Федотов и Глинка.

    К концу периода в условиях острейших социальных противоречий, назревшего кризиса крепостного строя, когда в России вновь сложилась революционная ситуация, царское правительство, как известно, вынуждено было пойти на отмену крепостного права.

    Все эти сложнейшие политические, социальные и идейные движения и противоречия времени естественно «отпечатались» на мировоззрении и творческих устремлениях представителей культурной жизни страны. Многоплановые и противоречивые, эти драматические процессы жизни русского общества в отдельные отрезки периоды в различных группах фарфоровых заводов страны в неодинаковой степени и по-разному отразились на выпускаемой ими продукции.

    Общеизвестно, что уже тогда фарфор большинства частных заводов отличался от изделий ИФЗ не только качеством, но и меньшей строгостью, классичностью скульптурных композиций и мотивов росписи, а также большим вниманием к народным традициям, выработанным в русской художественной керамики Гжели. В вопросе же посудных форм и их стилевых изменений указанные старейшие заводы страны оставались на протяжении всей первой трети XIX века для всех заводов, за редкими исключениями (например, завод Попова), основными источниками образцов и пользовались непререкаемым авторитетом.

    С конца 1810-х годов в ранг ведущих заводов выходит также завод Попова, а затем и Батенина. Уже в этот период можно видеть не только индивидуальный почерк в изделиях каждой фабрики, но и групповую общность стилевых отличий и направлений в продукции, например, заводов Гарднера и Попова по отношению к изделиям заводов императорского и юсуповского.                      

    Во второй трети XIX века социальное расслоение русского общества все более усиливается. Постепенно меняются вкусы и требования разных слоев населения, каждого со своей определенной последовательностью как по отношению к изделию фарфора, так и вообще ко всем предметам быта, в частности, предметам, оформляющим интерьер – ко всей старой классицистической эстетике. Все заметнее развивалась склонность к пышным, многословным формам и композициям, к сложным многоцветным, преимущественно цветочным декорам.   

    Начали появляться изделия, традиционно сделанные в стиле «второго рококо». Погоня за пышностью и показным великолепием начала заставлять художников обращаться к образцам и традициям давно ушедших стилей: готического, ренессансного, рококо, «древнерусского» или «византийско-русского», «мавританкого», «китайского» и т.д. Явление, известное под названием «эклектизм» — характеризует, начиная с 1830-х годов и до конца столетия, в первую очередь, архитектуру (интерьер), а также прикладное искусство.

    Изделия некрупных промышленных мануфактур, стремившихся отвечать, прежде всего, самым демократическим вкусам и требованиям, как, например изделия «Гжели», в 30-е – 40-е годы XIX столетия были еще сплошь неподвластны воздействиям модных в то время стилизаторских исканий, за исключением слабых воздействий моды на элементы рококо в декоре. Характерными основными мотивами их декорировок были сочные полихромные букеты цветов на белом, а также ярких цветных фонах.

    Эклектизм как основа стилизаторских тенденций в русской архитектуре второй трети XIX века поощрялся верхушкой русского общества – приближенными двора и прежде всего самим Николаем I. Эволюция интерьера связана с движением русского художественного фарфора в данный период. В 1830-1834-е. годы на ИФЗ был создан по указанию царя «готический» сервиз. Также возникают изделия ИФЗ, а также заводов Корнилова и Миклашевского – от ваз и сервизов до вставок в изделия мебели и создания фарфоровых столов, футляров для часов, рам для зеркал в стиле наиболее модного в то время “второго рококо», то в «древнерусском», «помпейском», «восточном» и других псевдостилях. Все эти предметы были предназначены для разнообразной, обширной  обстановки.         

    Эклектизм и стилизаторство уже в 30-40 г.г. XIX столетия был модной идейно-эстетической основой и направлением творчества многих мастеров. Именно такие стилевые особенности и мотивы декора многих видов прикладного и декоративного искусства стали властно входить в быт в широких слоях русского народа. Это направление в русском фарфоре частных заводов особенно заметно проявилось в изделиях заводов Сафронова, а также Попова и в продукции большинства более мелких фарфоровых предприятий этого времени.

    Магазин «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей фарфоровых изделий и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302 ©

    Русский фарфор второй трети XIX века. Магазин-салон «Старый Петербург». 1 глава.
    Оцените статью
    Старый Петербург