Обучение и начало творчества
Дмитрий Левицкий – русский живописец XVIII века, работавший в жанре портрета. Известен своими великолепными парадными портретами. Произведениям мастера присущи насыщенность цвета, богатая палитра и виртуозная передача характерных черт моделей. Художник появился на свет в уважаемой украинской семье. Отец Григорий Кириллович был талантливым художником и гравером, при этом он являлся священником. Детство Дмитрия прошло в Киеве. Он продолжил дело своего отца, профессионально занявшись живописью. Наставником юноши стал А. П. Антропов, который в середине XVIII в. расписывал киевский собор Андрея Первозванного. Левицкий 4 года брал у художника уроки, параллельно занимаясь в Академии художеств у таких мэтров, как Дж. Валериани. Занятия у Антропова продолжались до 1762 года, затем молодой человек дорос до должности его помощника. Помимо Антропова, его руководителями стали И. Васильский и И. Вишняков. Под их присмотром начинающий живописец расписывал Триумфальные ворота в Москве, возведенные в честь коронации Екатерины II. Также он писал иконы для церкви Кира и Иоанна, расположенной на Солянке, и церкви Великомученицы Екатерины, что на Большой Ордынке. Стоит отметить, что иконы того периода сейчас крайне востребованы на рынке антиквариата.
Переезд в столицу
С 1769 г. Дмитрий Григорьевич живет в Петербурге. Ему прочат звание академика за портрет художника Г. Козлова и его супруги. К сожалению, эта работа не дошла до наших дней.
В 1770 г. работы Левицкого демонстрировались на летней академической выставке, что привлекло к нему внимание широкой публики. Он удостоился звания академика за портрет А. Кокорина – ректора Академии, спроектировавшего здание Академии художеств на Васильевском острове.
С 1771 г. художник начинает преподавать. Портретный класс Академии художеств был закреплен за ним семнадцать лет. Помимо этого, Левицкий брал заказы от аристократии и Академии. В 1775 он входит в совет Академии Художеств.
Главные картины Левицкого были созданы в 1770-е годы. В этот период он написал портреты смотрителя Воспитательного дома Б. Умского (1770), князя А. Голицина (1772), инженер-генерала М. Мордвинова (1778), а также генерал-аншефа М. Кречетникова. Среди этих старинных картин особо стоит выделить портрет П. Демидова, созданный в 1773. На этом парадном портрете Демидов позирует в домашнем облачении и c колпаком на голове в окружении садового инвентаря. Его торжественная поза в сочетании с бытовыми, прозаическими предметами производит комический эффект, о чем автор портрета, безусловно, отдавал себе отчет. Что касается самого Демидова, то он просто хотел увековечить свою страсть к выращиванию цветов, не подозревая о том, как это смотрится со стороны.
Ценители старой живописи также отмечают портрет французского просветителя Дени Дидро, написанный Левицким в 1773 году. Изобретатель энциклопедии прожил в Петербурге почти полгода.