chagall

Марк Захарович Шагал

chagallНе многие художники могут похвастаться такой длинной, очень разнообразной в творческом выражении жизнью.

Творя во времена возникновения авангарда, Марк Шагал объединил многие направления этого течения в своем творчестве. В разные периоды в картинах художника прослеживаются сюрреализм, фовизм, кубизм и пр. Не зря картины уже при жизни автора пользовались большим успехом, а сейчас являются шедеврами, признанными как искусствоведами, так и собирателями искусства и антиквариата.

Начало творческого пути художника. Ранний период

Уже с детства Марк отличался индивидуальностью в своем творчестве и оттачивал мастерство на своей многочисленной семье. Будучи старшим из 10 детей в еврейской семье, где отец и мать занимались мелкой торговлей, будущий живописец запечатлевал всех родственников в неповторимых художественных образах. Родился Марк Шагал, а точнее Мойша Сегал 6 июля 1887 года в г. Витебске. Как и многие выдающиеся личности, свой псевдоним Марк Шагал, взял уже в период заявления себя как художника в мир парижской богемы. Вопреки запрету в царской России евреям получать светское образование, Мойша окончил витебское 1-ое городское четырехклассное училище (1900-1905гг). В 1906г. Обучаясь у российского живописца Юрия Моисеевича Пена, он ищет свой собственный язык в художественном искусстве. Год спустя продолжает свое обучение Петербурге в школе Общества поощрения художеств, куда он приехал из Витебска с 27 рублями в кармане.

За свой питерский период Марк учился и у театрального художника М. В.Добужинского, посещая частную студию С.М. Зайденберга, и у живописца Л.С. Бакста в школе Е.Н. Званцевой. Именно в этот период появляются на свет его первые серьезные полотна: «Покойник (Смерть)» (1908г.), «Семья (Святое семейство)» и др. Марк уезжает в Париж в  августе 1910 года. Теперь он знаком с известными поэтами и литераторами. А его приютом становится артистическая колония «Улей», являющаяся в то время неким центром проживания для бедных иностранных художников. Проходят выставки с участием картин Шагала, среди них — Осенний салон, где, как известно выставлялись самые известные и талантливые художники. В своих полотнах автор несет свою собственную иррациональность, отраженную условленным цветом, особенной геометрией форм и объемов. Предметы сдвигаются со своих привычных мест.  Все эти новые веяния кубизма и орфизма, и революционные настроения не могли не отразиться на внутреннем мире и творчестве молодого дарования. На свой лад у Шагала перекликаются такие противопоставления как жизнь и смерть, реальность и миф. Своим творчеством мастер предопределил развитие экспрессионизма и сюрреализма.

Полотна раннего периода сыграли  важную роль в восстановлении еврейской культуры: «Молящийся еврей», 1912-1913гг. Находясь в Париже, Шагал не перестает возвращаться к  своей родной России как к источнику вдохновения. Художник отражает свою ностальгию в произведениях «Я и моя деревня» (1911 г.), «Понюшка табаку» (1912г.) и др. Лето 1914 стало временем больших достижений для живописца. Его картины приобретают все большую популярность, а персональные выставки в Берлине пользуются громким успехом. Этим же летом он приехал в Витебск, где вынужден был остаться из-за начала первой мировой войны. Для него наступил новый период творчества, когда он пишет множественные портреты, пейзажи, жанровые сцены, основываясь на впечатлениях от реальных событий. Несмотря на войну, в жизни художника были и радостные события: рядом появилась любимая жена Белла, с которой он сочетался браком в 1915 году.