21

Бакалович, Степан Владиславович. Часть 2

12

Древнеримская тематика в работах Баклановича

В 1885 году живописец отправил на академическую выставку две своих работы – «Римлянку у восточного купца и колдуна» и «Весну», в которых уже видны главные особенности его стиля. Сегодня репродукции работ Баклановича конца 19 века — ценные товары на рынке старинных картин.
Спустя год Степан Владиславович отправил в Академию четыре картины: «Вечерний разговор», «Послание», «Соседки», а также «Римского поэта Катулла, читающего друзьям свои произведения». Благодаря им он получил звание академика исторической живописи. Все работы нашли своих покупателей, а картину с Катуллом купил сам Третьяков для своей галереи, которая сегодня считается сокровищницей русского антиквариата.

Художник обретает популярность не только в Российской империи – его начинают ценить и в Риме. Савинский, бывший там в 1887 году, писал на родину, что Помпеи нынче в моде, поэтому Бакалович пишет множество одинаковых картин, которые отлично расходятся. Финансовые дела у него поправились, он женился и даже прибавил в весе. Судя по немного ехидным рассказам Савинского, неудивительно, что работы живописца до России практически не доходили. Степан Владиславович в этот период пишет много и плодотворно. В 1888 году он присылает на академическую выставку четыре картины: «Сказки», «Греческого невольника», «Помпейскую лавку» и «Клиентов, ожидающих в атриуме выхода патрона» (такая же картина под названием «В приемной у мецената» выставлена в Третьяковской галерее).

Посетители, которые пришли весной 1889 г., в очередной раз восхитились новыми работами любимого художника. Как всегда, Степан Бакалович прислал в Петербург  великолепные картины, среди которых оказался и подлинный шедевр «Майский вечер». В то время Бакалович пользовался невероятным спросом. Говорили, что он пишет, как Семирадский, именовали его русским Альмой-тадемом, хвалили его живописную манеру и выразительность, неординарную точность техники, изящество линий, запоминающиеся сюжеты. Сегодня специалисты по оценке антиквариата во многом согласны с подобными лестными характеристиками в адрес Бакаловича.

У художника не было отбоя от покупателей. Чтобы не потерять их, Степан Владиславович писал  картины наподобие «Майского вечера». Порой он полностью копировал свои самые успешные сюжеты или создавал лаконичные женские портреты в полный рост, такие как «Помпеянка», «Римская цветочница» (1900 г.), «Продавщица фруктов» (1903 г.). Бакалович просто размещал своих моделей на живописном фоне античных занавесей либо стен. Эти работы незамысловаты, но мастерски исполнены и считаются качественным антиквариатом для любителей искусства.

Египетская тематика

В 1903 г. живописец отправился в путешествие по Египту и нашел там новый источник вдохновения. Он создает знаменитую картину «Моление Кнохсу» (1905 г.) и «Амент, великую жрицу Хатор, выходящую из святая святых после моление богини», а также «Ноктюрн» (1911 г.) с египетскими красавицами и тому подобные зарисовки на тему древней цивилизации в долине Нила.

Помимо работ на историческую тематику, Бакалович пишет немало природных видов Верхнего и Нижнего Египта с небольшими фигурками людей, будь то древние египтяне или их нынешние потомки. Помимо этого, итальянские издания писали, что художник создавал и портреты. Но в России о них известно немного, на отечественном рынке антиквариата Бакланович отмечается именно как салонный академист.

В 1913 г. мастер написал в Академию художеств, прося разрешение провести персональную выставку на ее территории, но не сумел получить согласие. В следующем году он предоставил для XXII выставки Санкт-петербургского общества художников работу с символическим названием «Последние лучи». Она оказалась последней работой мастера, выставленной в северной столице. При этом Степан Владиславович еще долгое время отправлял свои полотна на Международные выставки.

В 1921 г. связь Бакаловича с Россией была окончательно разорвана. Известно лишь, что великий художник дожил до 90 лет.