Артур Владимирович Фонвизин

m_28629Творчество Артура Владимировича Фонвизина

Артур Владимирович Фонвизин – художник, обладавший талантом изображать безмятежность беспокойно – настолько подлинно его переживание. Акварели этого мастера можно приравнять к станковым полотнам, в них соответствует и исполнение, и видение автора. Умение чувствовать человека, природу, образное мышление, не лишённое поэтики, при наличии точно подобранных выразительных средств – вот что делает работы Фонвизина акварелями-картинами. Старинные картины этого художника можно приравнять к стихотворной импровизации. В них есть и нечаянная радость, и добрый юмор, и лёгкая грусть. Посредством цвета превосходно и точно передаётся настроение картины. Акварелью Фонвизин увлёкся в конце двадцатых – начале тридцатых годов прошлого века. Именно в то время художник словно обрёл себя в творчестве, формируя собственный, самобытный стиль.

Творец живописной музыки

Ведущие темы творчества Фонвизина – портреты, пейзажи, «песни и романсы» и цирк видны уже в ранних работах художника. Наиболее любима Артуром Владимировичем тема цирка как ощущения праздника, яркого, многоцветного представления. Всю жизнь художник оставался под впечатлением циркового представления, которое впервые посетил в семилетнем возрасте – в 1889 году в Туле. Наездница-балерина – основной образ, появляющийся в серии цирковых акварелей, созданных в тридцатые и сороковые годы. Несмотря на живое восприятие натуры художником, прослеживающееся в изображениях его персонажей – наездниц, актёров и гимнастов, многие работы Фонвизина сходны с миражами. Будто бы растворённые в белизне листа краски, их пульсация и мерцание делают картины нереальными. Тем не менее, в этих акварелях отображены настоящие впечатления, переживания и мысли автора.

Личное переживание, впечатление от созерцания – вот что искал художник в каждом предмете, и старался воплотить на бумаге. В основу творчества Фонвизин положил процесс перехода зрительной формы от реальной к живописной. Особое место в творчестве Фонвизина занимают «Песни и романсы». Ещё молодым Артур Владимирович любил слушать романсы, слушал их именно в той обстановке, в которой они рождались. Действие романса, вызывая определённое настроение, развивается не только в пространстве, но и во времени. А художник, располагая плоским листом бумаги, вынужден изобразить лишь одно мгновение. Фонвизин обладал редкой силой воображения и особой ассоциативностью мышления, что позволяло ему воплотить на ограниченной плоскости листа настоящую живописную музыку. Отталкиваясь от событийного ряда романса, поэтическое воображение мастера отправляется в полёт, рождая призрачную и вместе с тем необычайно осязаемую обстановку. Роковые страсти, кипящие в музыке, оживают на полотне.

В тридцатые годы прошлого века Фонвизин начал работать в качестве иллюстратора. На первых порах он получал помощь и поддержку В.В. Лебедева, который и привлёк художника к этой деятельности. Фонвизин прекрасно иллюстрировал сказки Пушкина, Жуковского, Андерсена и Гофмана. Некоторые произведения этого жанра были созданы под впечатлением от прочитанных книг. Художник настолько глубоко умел чувствовать авторский текст и замысел, обладал потрясающей способностью проследить развитие сюжета и погрузиться в ход повествования, насколько это было необходимо для создания великолепных иллюстраций. В то же время художник работал в портретном жанре, создавая целую серию портретов деятелей искусства (30е – 40е годы). В каждом портрете Фонвизина заметна неподдельная увлечённость мастера тем, кого он изображал. Воплощённые на картинах образы весьма поэтичны, фотографическое сходство с моделью стоит здесь не на первом плане. Многоплановость работ Фонвизина привлекает многих коллекционеров, занимающихся покупкой и продажей антиквариата для формирования различных собраний живописи начала 20 века.

Оцените статью
Старый Петербург