Антикварная мебель в стиле «Буль». Салон-магазин «Старый Петербург».

Маркетри в стиле «буль» представляет собой отделку мебели медными вставками, оправленными в черепаху.  Она получила свое название не  в честь своего изобретателя, французского мебельного мастера Пьера Голля (годы работы 1644 — 1684), а по имени того, кто успешно применял ее – Андре Шарля Буля (1640 – 1732 г.г.).

Отделка достигалась путем наклеивания близко друг к другу пластинок меди и черепахи, поверх которых помещался листок бумаги с рисунком, с помощью пилы выпиливался образец на самом материале. Вырезанный кусочек меди затем плотно пригонялся на место, оставленное в кости. Многие предметы обстановки Буля изготавливались парно. На одном использовалось медно-черепаховое маркетри и маркетри с противоположным рисунком. Иногда оба маркетри применялись на одном предмете.  Рисунок маркетри чаще всего включал в себя лиственный орнамент с геометрическим окаймлением или причудливые сценки, вдохновленные работами дизайнера и декоратора Жана Берена (1637 – 1711 г.г.). Медные образцы обычно гравировались.

Во время становления стиля «буль» — примеро с 1660 по 1680 годы, также применялось олово, черное дерево и грецкий орех. После 1680 года стали применять исключительно кость и медь.    

Магазин-салон «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей антикварной мебели и другого антиквариата http://antikspb.ru/mebel/. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302.

Антикварная мебель в готическом стиле. Магазин-салон «Старый Петербург».

Готическая мебель часто используется при оформлении антикварных жилых интерьеров.  Такое направление можно проследить, опираясь на развитие дизайна. Определяя атрибуцию антикварной мебели, интересно рассмотреть историю зарождения готического поставца.

Из всех видом искусства наиболее полного развития в XII – XV веках во Франции и Германии достигла архитектура средневековых городов. Применение стрельчатых арок, контрфорсов, аркбутанов привело к созданию совершенно новых и смелых архитектурных решений.  В создании мебельных решений применяли скорее сосну и дуб. Резная работа по дубу должна была носить особый характер, обусловленный структурой дерева. Наиболее распространённой мебелью по-прежнему были сундуки. Готические сундуки шире и выше итальянских кассоне. Накладные железные петли, на которые прикреплялась крышка, превращалась в резную ветку цветов, становясь частью декора. В XV веке одной из излюбленных форм мебели-хранилища был дрессуар («dressoir»), синоним русского  слова «поставец». Это французский, также распространённый в Нидерландах и германских землях, вариант шкафчика, возникший из сундука, поднятого на стойки. Форма это позаимствована из церковного обихода и там называлась — креденцой.

Наиболее ранние французские поставцы исполнены еще простейшей ящичной вязкой. В дальнейшем, с освоением рамочно-филеночной вязки, поставцы приобретают более сложную шестигранную форму. Постепенно появляются элементы готического декора и стремление создать ощущение лёгкости. Поздним по времени готическим орнаментом является узор так называемых льняных складок, или салфеток, расположенный обычно на боковых филенках. Узор этот исполняется низким рельефом и похож на полосы ткани, сложенными двухсторонними «бантовыми» складками. Из других форм мебели обычным для Франции и мало употребляемым в лежащих к северу от нее странах является дощатое кресло, с высокой спинкой и прямыми локотниками. Спинка украшалась растительным орнаментом, завершалась ажурным готическим гребнем, французскими лилиями или по краям поднимались островерхие башни с фиалами. В Германии же углубленная резьба не потеряла своего значения и получила особое национальное развитие. На юге Германии распространяются сосновые сундуки с гравировкой и росписью цветами, обогащенные прорезным орнаментом на раскрашенном фоне. Северные поставцы обычно отличаются от французских отсутствием сплошной задней стенки. В Германии профильные изображения человеческих лиц в орнаменте сильно выдвинутыми вперед мужскими и женскими головами. Здесь существует также более простая прямоугольная форма поставца с подобным орнаментом.

Магазин-салон «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей антикварной мебели и другого антиквариата http://antikspb.ru/mebel/. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302. 

Антикварная мебель в стиле «Жакоб». Магазин-салон «Старый Петербург».

Рассматривая и давая атрибуцию антикварной мебели, хочется вспомнить об старинных изделиях в стиле «Жакоб», широком и повсеместно востребованном французском течении.  «Жакоб» (Jacob) —  семья французских мастеров художественной мебели, дизайнеров и даровитых предпринимателей, давших свое имя целому направлению в мебельном искусстве конца XVIII – XIX вв. С середины ХIХ в. под «стилем жакоб» подразумевают мебель красного дерева с наклеенными рифлёными полосками латуни, изготовлявшуюся в мастерской Жоржа Альфонса Жакоба. В течение восьмидесяти лет три поколения этой семьи трудилось в создании дизайнерских новшеств жилищ. Основателем династической линии является Жорж Жакоб (Georges Jacob, 1739 – 1814 гг.). Карьеру он начал в подмастерьях у  краснодеревщика, подражателя «французских королевских стилей» Андре Шарлю Буля (André-Charles Boulle,1642 – 1732 гг.). Буль создал уникальный стиль, названный впоследствии его именем – “стиль Буль”. Также, в начале 1760-х годов., Жорж Жакоб учился мебельному ремеслу и в течение трех лет работал  в качестве наемного мастера у Луи Деланнуа (Louis Delanois, 1731 – 1792 гг., с 1761 г. мастер). В 1765 г. Жорж Жакоб стал самостоятельным мастером. Жорж Жакоб был новатором в мебельном направлении. В начале 1780-х годов он создал свой собственный, исполненный строгой грации тип мебели в рамках стиля «классицизм». Это  была мебель с античными мотивами,  резная с позолотой, позже ‒ из полированного красного дерева и золочёной бронзы, которую мастер поставлял во многие французские и иностранные дворцы. Своим стилем мебели он начал создавать основу для зарождения нового стиля ампир. В этом направлении мастер и исполнил масштабные постреволюционные проекты 1790-х и они стали историческими. В 1789–1790 годы Жорж Жакоб по эскизам Жака-Луи Давида исполнил большие комплекты для его мастерской. В частности стиля Ампир, открывается портретом мадам Рекамье – Жанны Франсуазы Жюли Аделаиды Рекамье – знаменитой жены парижского банкира, написанным Давидом в 1800 г.

  После французской революции Жакоб едва не разорился и чудом избежал заключения. Подобно Давиду и другим своим современникам, Жакобу старшему довелось послужить королям республики и императора. Талант мастера по достоинству оценило революционное правительство, мебель мастерской Давида завоевала вкусы общества. Пошатнувшееся благосостояние Жакоба стало прочным. Со всех сторон сыпались заказы. Интересно отметить, что творчество Жоржа Жакоба вызвало подражание его манере со стороны его современника Андри Жакоба, всячески стремившегося к тому, чтобы заказчики не различали их работ. Он не только перенял стиль, но и написание его клейма.  После 1803 основал совместно с сыном фирму (существовала до 1812), которая прославилась своей мебелью в стиле Ампир для дворцов Наполеона I.

Магазин-салон «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей антикварной мебели и другого антиквариата http://antikspb.ru/mebel/. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302.

Антикварная мебель. Салон-магазин «Старый Петербург».

Смена художественных стилей в мебели, ее роль в убранстве жилища, национальные особенности – вопросы, касательные атрибуции изделия антикварной мебели, интересующие исследователя или эксперта.

Говоря об антикварной мебели, хочется, прежде всего, вспомнить книги и очерки и статьи по истории художественной мебели XV – XX веков, уместнее о западноевропейских, но также и российских производителях мебели, впоследствии ставшей старинной и антикварной для современника. Италия, Франция, Голландия, Германия, Англия и Россия – производства этих стран уместно назвать, как о часто встречающиеся производителях антикварной мебели в Санкт-Петербурге.

Мебельное изделие организует пространство, отражает культурную и духовную составляющую человека, а также эпохи, в которой он живет.  Она обусловлена развитием архитектуры, отражает стилевое направление своего времени. К примеру, орех или дуб как материал изделия – верный признак  того, что вещь сделана на юге или севере Европы. Если антикварная мебель изготовлена из карельской березы, то это указывает на российское происхождение. Антикварная мебель, изготовленная из красного дерева – Россия, Англия, Франция, Италия и Германия. В последнем случае примечание на материал ничего не даст. Особенности орнамента также не могут служить единственным критерием для расшифровки происхождения антикварной мебели. Техника, к примеру, маркетри, не может считаться определяющим элементом по датировке антикварной мебели.

Кроме этого, еще одним важным качеством должен обладать исследователь или эксперт – умением распознать подделку. Следуя истории, во второй половине XIX века возникает повышенный интерес к производству антикварной, старинной мебели. В этот период повсеместно, в кругах буржуазии Европы и Америки любители начинают коллекционировать резную золоченую мебель XVIII века – столики и комоды с набором, кабинеты и бюро, кассоне из Италии и немецкие, выполненные из дуба и орехового дерева шкафы XVII века.

В России начинается собирательство усадебной и дворцовой утвари начала XIX века. С 1893 по 1914 год Талашкино было значительным центром российской художественной жизни, сопоставимым с Абрамцевым. Поставив цель возродить крестьянские художественные ремёсла, Тенишева и приглашённые ею художники организовали учебные и художественно-промышленные мастерские: резная, эмальерная, вышивальная и гончарная, которыми руководил С.В. Малютин. В Талашкине бывали и работали живописцы Сергей Малютин, Михаил Врубель, Николай Рерих, Альберт и Александр Бенуа, Михаил Нестереов, Константин Коровин, Илья Репин, скульптор Павел Трубецкой, композиторы В.В. Андреев и Игорь Стравинский и другие.

С художниками абрамцевского кружка связано возникновение в конце XIX века в окрестностях усадьбы абрамцево-кудринской резьбы по дереву. В первую очередь оно обязано Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Курдино, Мутовки.

Копийные, ремеслянные реплики на мебель более старинной эпохи выглядят слишком хорошо. Ее исполнение безупречно. Карнизы и профили таких вещей более точны, тяги более жестки, связи – прочны, в резьбе чувствуется дотошная сухость.  Интерес общественности к коллекционированию привел к созданию новой отрасли – механической промышленности с середины XIX века. Подобные копии знатоку выявить гораздо проще, чем подделанную антикварную мебель, в которой объедены воедино ремесленниками старые и новые части. Такие работы исполнялись вручную. Иногда старый остов покрывался новым набором. На него – наводился лак, изготовленный «под старину». Умение отличить антикварную мебель от мебели, выполненной «под старину» — важная задача, цель и дарование любого эксперта антиквариата. Процесс атрибуции труден, но увлекателен. И, умение достоверно атрибуцировать тот или иной предмет антикварной мебели, делают знания эксперта эксклюзивными. 

Антикварная мебель http://antikspb.ru/mebel/  из салона «Старый Петербург» может заинтересовать как элегантной сдержанностью, так и классической роскошью, высоким качеством материалов, наличием множества элементов декора при отсутствии концептуальных акцентов. Магазин-салон «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей антикварной мебели и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302.

Русский фарфор второй половины XIX века. Магазин-салон «Старый Петербург». 3 глава.

В 30-40-е годы XIX века в изделиях всех фарфоровых заведений страны, за исключением двух – трех, над беспринципностью подражательства иноземным стилям прошлого еще преобладает воздействие современного русского народного искусства и тенденций реализма.

Бытовой жанр в фарфоровой пластике завода Гарднера, а затем и других частных заводов, начав свое развитие на рубеже XVIII – XIX веков, как известно, намного определил его становление и признание в станковой живописи и скульптуре. Развитие этого жанра в фарфоре было тесно связано прежде всего с влиянием на него бытовых реалистических сюжетов и образцов в изделиях гжельской керамической игрушки, в деревянной народной скульптуре Богородского и Георгиевского Посада, промыслы которых находились совсем близко от многих фарфоровых заведений района Гжели.

Во второй трети XIX века в фарфоровой пластике и миниатюрной сюжетной живописи, украшавшей изделия фарфора, бытовой жанр, реалистический пейзаж, портрет, образы юмористического и критического содержания встречаются все чаще.  Огромное воздействие на фарфор этого времени оказывали литература и искусство. Традиции искусства Венецианова, критический реализм Федотова, произведения Гоголя, Некрасова, Крылова нашли многократное и яркое воплощение в произведениях русских  художников фарфора.  Стремление художника следовать за «велением времени» соответствовало настроениям и ожиданиям тех широких слоев общества, на которые в свою очередь ориентировались владельцы художественных предприятий. Гарднеровская композиция «Крестьянин, едущий с пашни» пресс-папье «Наказание колодками» и сатирические шаржи на реакционных писателей и журналистов Кукольника, Греча, Сенкевича, Булгарина. Последние создавались в 1830-1840- е годы на заводе Тереховых и Киселева, а затем на многих других, в том числи Гарднера и Кузнецова.

Магазин «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей фарфоровых изделий завода М.С. Кузнецова и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302 ©

Творчество скульптора Феликса Шопена в Санкт-Петербурге.

Интересно отметить, что среди бронзовых изделий, хранящихся в частных коллекциях, до сих пор можно встретить скульптуры очень известных российских мастеров конца XIX века. Творчество многих отражением можно увидеть в произведениях искусства последующих  мастеров.  Феликс Шопен  (фр  Felix Chopin Felix Schope 1813 года — 1892 года, Париж) ― французский и российский литейщик бронзовых и железных изделий, предприниматель, Поставщик Двора Его Императорского Величества. В 1838 году приехал в Санкт-Петербург работать управляющим на литейном заводе Герена, которому угрожало банкротство (Герен и Жюльен Шопен были партнёрами). В 1841―1842 г.г. завод перешёл в полную собственность Феликса Шопена. Очень скоро ему удалось наладить производство различных изделий из бронзы, которые пользовались большим спросом. Особенно успешными среди покупателей были его канделябры, бра, также люстры и маленькие изделия из бронзы, отлитые по эскизам скульптора-анималиста Евгения Александровича Лансере. И с 1845 года был Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Поставлял люстры из позолоченной бронзы для Владимирского зала и Грановитой палаты в Большом Кремлёвском дворце Московского Кремля. Развитию фабрики Шопена во многом способствовали правительственные заказы. В 1840-е годы ему заказали отлить двери для Исаакиевского собора, а также для московского храма Христа Спасителя. В 1876 году Шопен принимал участие во Всемирной выставке в Филадельфии, где представил публике свою монументальную люстру на 100 свечей, изготовленную из позолоченной бронзы, а также ряд изделий из фарфора. В Санкт-Петербурге его продукцию можно было часто встретить в церквях и в домах знати.

С точки зрения стилистики работы Шопена в основном можно отнести к так называемому «Второму рококо» (или неорококо). Шопен продолжал иметь статус поставщика двора императора и снабжать его множеством бронзовых изделий, а также организовал тесное сотрудничество своей фабрики с Императорским фарфоровым заводом Санкт-Петербурга. Поставлял он не только монументальные произведения, но также занимался и мелкой работой по созданию фурнитуры для дверей и окон или, ремонтировал или дорабатывал то, что уже было при дворе. В основном сотрудничал с Евгением Лансере, но также создавал бронзу по моделям Артемия Обера, Марка Антокольского, Михаила Микешина, Андрея Гуна и некоторых других скульпторов и художников.

В 1867―1868 гг. Шопен на основе договора подписки создал 64 бюста русских царей и великих князей, каждый по 30 см высотой. Помимо фабричной продукции, изготовлявшейся на широкий рынок, с середины XIX века Шопен начинает работать на «русскую» серию. Его  бюсты российских царей пользовалась спросом на протяжении всего XIX века. Эти небольшие бюсты изготовлялись из различных материалов, начиная от золоченой бронзы и заканчивая цинком. Все они были на круглых постаментах, на которых стояло имя изображенного правителя.

Бюсты русских царей, а также ларцы для хранения грамот из Кремля, сделанные Шопеном в 1856 — 1859 годах по рисункам академика Ф. Г. Солнцева, являлись данью новой моде на национальное искусство и отзвуком официального «русского стиля» в бронзе.

Авторитет Шопена как фабриканта настолько возрос, что на выставке художественной промышленности 1882 года в Москве он был избран в число членов экспертной комиссии выставки по отделу фабричных и ремесленных изделии из металлов и «награжден правом изображения герба за введение в России вместе с бронзовым делом, многих новых моделей высокого достоинства, за долговременное существование фирмы и за постоянное стремление к усовершенствованию». В 1888 году Шопен доверил управление заводом Шарлю Берто, с которым он работал с 1886 года. Сам же он уехал обратно во Францию, где и скончался в 1892 году.

В Санкт-Петербурге фабрика Шопена была крупна и неоспоримо популярна. Вначале находилась на Васильевском острове, но позже была перенесена на Обуховский проспект. С XIX века Шопен исполнял все городские государственные заказы, связанные с бронзовым литьем. 1860 — е – 1880 — е стали периодом золотого рассвета.  В конце 1880-х фабрика перешла во владения Карла Берто и существовала до революционных событий 1917 года.

Литература:  Ludwig Damböck, Jacob Manner: Bericht über die Gewerbe-Ausstellung des russischen Reichs zu St. Petersburg im Jahre 1849, Wien 1849

Friedrich Matthäi: Die Industrie Russlands in ihrer bisherigen Entwickelung und in ihrem gegenwärtigen Zustande, mit besonderer Berücksichtigung der allgemeinen russischen Manufaktur-Ausstellung im jahre 1870: Industrielles Handbuch für das Gesammtgebeit des russischen Reiches, H. Fries, 1873

Thieme-Becker: Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler, Band 6, Leipzig 1912 unter Hinweis auf einen weiteren Pariser Bronzeur gleichen Namens, der um 1800 wirksam war.

Магазин-салон «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей антикварных изделий и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302.

Русский фарфор второй половины XIX века. Магазин-салон «Старый Петербург». 2 глава.

К концу 60-х годов XIX века ведущими стали два частных завода – Гарднера и Попова. В условиях все возраставшей конкурентной борьбы их владельцы искали разные пути для расширения своего ассортимента и круга покупателей. Наряду с разработкой совершенно оригинального «народного» фарфора, эти заводы в последней трети века охотно стали привлекать к производству образцы иного плана. Так среди изделий Гарднера и Попова в 1860-1870 – е все чаще появляются сервизные и отдельные предметы фантазийных, вычурных форм. Некоторые из них, известные из атрибуции завода Корниловых – со сложными скульптурными и рельефными нагромождениями, с неудобными и неустойчивыми элементами декора. Роспись во второй половине XIX века остается традиционной. В образцах изделий завода Корниловых она выразительна и сочна. В образцах скульптурных форм этого времени часто встречаются обыденные сюжеты и образы. Такие сюжеты можно увидеть в «офицерской» серии, в серии фигур с «пастушками» и «маркизами». Определяли идейное и тематическое содержание скульптуры, форм и орнаментального оформления посуды этих заводов русские, национальные образы, разработанные талантливыми мастерами русского фарфора второй половины XIX века.

Значительным явлением в русском фарфоре того времени была так называемая «передвижническая» скульптура. Ее создавали исключительно заводы Гарднера, Попова и Иконникова. Завод Иконникова выпускал свои статуэтки по старым поповским моделям, которые он купил у последнего бывшего владельца поповского завода Фомичева в 1875 году, после закрытия этого завода.           

            В самой тематике так называемой «передвижнической» скульптуры ярко проявилось стремление создателей затронуть актуальные проблемы современности. По художественным концепциям и принципам эта фарфоровая пластика близка к искусству русских художников-передвижников. Композиция «Суд станового» (илл.1) — творческая переработка сатирической  картины 1850-х годов. В подобных фарфоровых композициях нашла яркое, неприкрашенное воспроизведение жизнь крестьянства Российской Империи. «Передвижническая» фарфоровая скульптура была разнообразна по сюжетам и прогрессивна по содержанию. Выпускались фарфоровые изделия, в бисквите, в погоне за натуральностью создаваемого образа фигуры не покрывалась глазурью. Кроме того, живописцы при массовой росписи фигур заботились, в первую очередь, о «натуральности» создаваемого образа, а не о соответствии ее форме  и содержанию скульптуры.

Магазин «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей фарфоровых изделий и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302


История фарфорового завода братьев Корниловых. Магазин-салон «Старый Петербург».

В 1835 году в Санкт-Петербурге, на правом берегу реки Нева Мария Васильевна Корнилова (в девичестве Одноушенская,†1850 г.) основала с мужем, купцом 2-й гильдии Саввой Васильевичем Корниловым семейное предприятие.  В их старообрядческой, купеческой семье выросли пять сыновей: Пётр (1806—1881 г.г.), Михаил (1807—1886 г.г.), Иван (1811—1878 г.г.), Василий (1816—1878 г.г. ), Яков  и четверо дочерей. Мать привлекла к семейному делу сыновей, которые долгие годы вместе работали над развитием предприятия. Братья лишь в 1869 году поделили завод между собой.

Устройству завода предшествовала торговля зарубежным фарфором, которой обширно занимался супруг Марии Васильевны и его родной брат.

Семья настолько активно работала над развитием данного направления, что уже через восемь плодотворных лет в клейме фабрики появился герб Российского государства.

В 1870-м году фарфоровые изделия, по своим техническим  характеристикам,  могли соперничать на рынке с искусными предметами Императорского фарфорового завода и многими европейскими производствами. 

Хочется подчеркнуть, что именно завод Корниловых стал первым в Российской Империи, где появилось клеймо «Made in Russia». Также, в России производство стало основателем в области переводных картин на фарфоровых формах изделий. Материалы для работы приобретались в Великобритании и Финляндии. Чистую белую глину для создания лаконичных скульптурных форм привозили и Новгородской и Черниговской областей. Некоторые краски для росписи изделий закупались в Европе.

Фарфоровые изделия имели довольно обширный ассортимент. Фарфор с ранних лет существования завода нес собой не только декоративный, преображающий эффект, но также и  утилитарный умысел, ведь в первую очередь он пользовался спросом у зажиточного слоя населения и населения среднего класса. В 1850 году принято было отказаться от создания скульптуры на заводе.

В 1840 – 1850 годах художников и ремесленников завода Корнилова привлекала бытовые, народные темы, европейские фольклорные традиции. Широко развивалась тема анималистической скульптуры. Многие функциональные и востребованные вещи декоративной скульптуры фабрики Корниловых, такие как подсвечник, чайница, чернильница, имели анималистический характер.  

Завод братьев Корниловых  изготавливал в свое время немало предметов, оформление которых соответствовало стилевым исканиям того времени (репродуцирование разных стилей прошлого, мотивов русского народного орнамента и прочее) и было вполне удовлетворительны и с художественной точки зрения. 

В 1888 году продукция завода завоевала первое место на Брюссельской выставке. В 1889 году – серебро во Франции. На сегодняшний день экземпляры фарфорового завода Корниловых являются ценными с эстетической, культурной, материальной точки зрения. Многие экземпляры фарфорового производства представляют собой культурную, историческую и национальную ценность.  

Магазин «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей фарфоровых изделий завода братьев Корниловых  и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302


Фарфоровые изделия в антикварном салоне-магазине «Старый Петербург». Дмитровский фарфоровый завод (Франц Гарднер).

В данной статье хотелось бы рассмотреть историю возникновения  фарфоровых изделий  Дмитровского фарфорового завода, некоторые из которых представлены в салоне – магазине «Старый Петербург». Официально признанной датой основания завода Гарднера в Подмосковных Вербилках считается 1766 год, однако существуют источники, которые подтверждают, что фарфоровое производство существовало с  1750-х гг. Фабрика производила фарфор, не уступавший по качеству европейскому производству.

Опираясь на легенду, Екатерина II приказала своему фавориту, князю Потемкину, сервировать праздничный стол, который превзошел бы роскошью пиры, описанные в сказках «Тысячи и одной ночи». Потемкин выполнил данное указание. Обед был завершён десертом, где гостям были поданы фарфоровые чашки, доверху наполненные бриллиантами. Екатерина II была в восторге: «Спасибо, князь, ты и вправду затмил сказки «Тысячи и одной ночи» блеском золота и роскошью фарфора». Этот фарфор был приобретен как раз на фабрике Франца Гарднера. С 1856 года фабрика «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» стала обладать званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

После смерти Франца Яковлевича завод перешел к его сыну, Францу Францевичу, а затем – к жене Ф.Ф. Гарднера, Сарре Александровне. В начале XIX века завод переходит к ее сыновьям, Александру Францевичу и Петру Францевичу, сумевшим возродить производство, к этому времени находившееся в упадок. Об этих успехах свидетельствует тот факт, что на I-ой общественной выставке российских изделий в Санкт-Петербурге в 1829 году изделия завода Гарднера были отмечены особо.

Фарфоровая скульптура первой трети XIX века считается лучшей за всю историю завода Гарднера. Создавалась она в основном по образцам тиражной графики известных изданий, например, по гравюрам А.Г. Венецианова. Согласно графическому оригиналу в фигурах сохранялись многословные детали. Декоративную выразительность фарфоровых скульптур определяла их роспись. Часто использовались синяя и зелёная краски. Ими расписывалась одежда без попытки передать «натуральность» ткани. Пропорции фигур подчинены эстетике высокого классицизма. С 1833 Дмитровский фарфоровый  завод освоил выпуск посуды из фаянса, а в 1840-х гг. — из опака (высший сорт фаянса).

Гарднеровский фарфор стал эталоном для других частных русских заводов. Однако во 2-й половине XIX в. художественный уровень изделий завода деградирует. Засилье шаблонных приёмов росписи, введение переводных картин (декалькомании) с репродукциями живописи, расчёт на коммерческий успех приводят к упадку пластической и декоративной культуры. Некоторую самобытность сохраняют лишь «восточная» (для Средней Азии) и «трактирная» посуда с яркой праздничной росписью и отдельные выставочные изделия, выполненные по эскизам художников. Рабочие завода не раз организованно выступали с требованием улучшить своё исключительно тяжёлое положение (первое выступление рабочих было в 1805). С 1905 забастовки носили политический характер.

За годы Советской власти Дмитровский фарфоровый завод реконструирован и значительно расширен. В 1937 на заводе организована художественная лаборатория. Уже в довоенные годы завод начал обновлять формы посуды (К. Г. Тихонов) и образцы мелкой пластики (С. М. Орлов). С 1953 работа над органичным для фарфора художественным решением массовых изделий приняла планомерный характер (формы А. И. Шобанова, Ю. Б. Ганрио; росписи Е. П. Смирнова; скульптура Д. В. Горлова, М. Е. Пермяк, С. И. Вайнштейн-Машуриной). Продукция Дмитровского фарфорового завода экспонировалась более чем на 100 зарубежных выставках в 40 странах мира. Многие изделия, созданные художниками и мастерами завода, находятся в заводском музее, а также в др. музеях страны и за рубежом. Дмитровский фарфоровый завод был удостоен большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937 г.), серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.). В честь 200-летия завод награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966 г.).

Хочется отметить, что в магазине — салоне представлены фарфоровые изделия фабрики Гарднера. Мы предлагаем вам приобрести или продать фарфор в магазине-салоне «Старый Петербург». Вы можете  связаться с нами, воспользовавшись почтой,  контактной формой, размещенной на сайте,  либо whatsapp и viber +79522732302.

Для оценки и последующей продажи вы можете воспользоваться услугой «бесплатная оценка антиквариата» http://antikspb.ru/ocenka/

лит.:

Чёрный Н. В. «Фарфор Вербилок», М., 1970.

Самецкая Э.Б. Советский агитационный фарфор / Справочник-определитель. – М., 2004.

Самецкая Э.Б. Советский фарфор: проблема каталога // Советский музей. – 1986, № 4.

Русский фарфор второй трети XIX века. Магазин-салон «Старый Петербург». 1 глава.

Вторая треть XIX века – время необыкновенных и многозначительных сдвигов и перемен как в сферах политической  и социальной жизни страны, так и в области культуры.

Это было время тягчайшего политического и духовного гнета николаевской реакции. Вместе с тем это был период нового подъема революционно-освободительного  движения и на более широкой социальной основе. Время активной деятельности таких выдающихся представителей русской культуры, как Герцен и Некрасов, Александр Иванов и Карл Брюллов, Федотов и Глинка.

К концу периода в условиях острейших социальных противоречий, назревшего кризиса крепостного строя, когда в России вновь сложилась революционная ситуация, царское правительство, как известно, вынуждено было пойти на отмену крепостного права.

Все эти сложнейшие политические, социальные и идейные движения и противоречия времени естественно «отпечатались» на мировоззрении и творческих устремлениях представителей культурной жизни страны. Многоплановые и противоречивые, эти драматические процессы жизни русского общества в отдельные отрезки периоды в различных группах фарфоровых заводов страны в неодинаковой степени и по-разному отразились на выпускаемой ими продукции.

Общеизвестно, что уже тогда фарфор большинства частных заводов отличался от изделий ИФЗ не только качеством, но и меньшей строгостью, классичностью скульптурных композиций и мотивов росписи, а также большим вниманием к народным традициям, выработанным в русской художественной керамики Гжели. В вопросе же посудных форм и их стилевых изменений указанные старейшие заводы страны оставались на протяжении всей первой трети XIX века для всех заводов, за редкими исключениями (например, завод Попова), основными источниками образцов и пользовались непререкаемым авторитетом.

С конца 1810-х годов в ранг ведущих заводов выходит также завод Попова, а затем и Батенина. Уже в этот период можно видеть не только индивидуальный почерк в изделиях каждой фабрики, но и групповую общность стилевых отличий и направлений в продукции, например, заводов Гарднера и Попова по отношению к изделиям заводов императорского и юсуповского.                      

Во второй трети XIX века социальное расслоение русского общества все более усиливается. Постепенно меняются вкусы и требования разных слоев населения, каждого со своей определенной последовательностью как по отношению к изделию фарфора, так и вообще ко всем предметам быта, в частности, предметам, оформляющим интерьер – ко всей старой классицистической эстетике. Все заметнее развивалась склонность к пышным, многословным формам и композициям, к сложным многоцветным, преимущественно цветочным декорам.   

Начали появляться изделия, традиционно сделанные в стиле «второго рококо». Погоня за пышностью и показным великолепием начала заставлять художников обращаться к образцам и традициям давно ушедших стилей: готического, ренессансного, рококо, «древнерусского» или «византийско-русского», «мавританкого», «китайского» и т.д. Явление, известное под названием «эклектизм» — характеризует, начиная с 1830-х годов и до конца столетия, в первую очередь, архитектуру (интерьер), а также прикладное искусство.

Изделия некрупных промышленных мануфактур, стремившихся отвечать, прежде всего, самым демократическим вкусам и требованиям, как, например изделия «Гжели», в 30-е – 40-е годы XIX столетия были еще сплошь неподвластны воздействиям модных в то время стилизаторских исканий, за исключением слабых воздействий моды на элементы рококо в декоре. Характерными основными мотивами их декорировок были сочные полихромные букеты цветов на белом, а также ярких цветных фонах.

Эклектизм как основа стилизаторских тенденций в русской архитектуре второй трети XIX века поощрялся верхушкой русского общества – приближенными двора и прежде всего самим Николаем I. Эволюция интерьера связана с движением русского художественного фарфора в данный период. В 1830-1834-е. годы на ИФЗ был создан по указанию царя «готический» сервиз. Также возникают изделия ИФЗ, а также заводов Корнилова и Миклашевского – от ваз и сервизов до вставок в изделия мебели и создания фарфоровых столов, футляров для часов, рам для зеркал в стиле наиболее модного в то время “второго рококо», то в «древнерусском», «помпейском», «восточном» и других псевдостилях. Все эти предметы были предназначены для разнообразной, обширной  обстановки.         

Эклектизм и стилизаторство уже в 30-40 г.г. XIX столетия был модной идейно-эстетической основой и направлением творчества многих мастеров. Именно такие стилевые особенности и мотивы декора многих видов прикладного и декоративного искусства стали властно входить в быт в широких слоях русского народа. Это направление в русском фарфоре частных заводов особенно заметно проявилось в изделиях заводов Сафронова, а также Попова и в продукции большинства более мелких фарфоровых предприятий этого времени.

Магазин «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей фарфоровых изделий и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302 ©