Русский портрет XIX века

Александр Варнек - портрет Алексея Николаевича ОленинаВ истории русского искусства XIX век занимает особое место. Согласитесь, какими бы крупными ни были достижения художников предыдущих и последующих эпох, именно XIX век с полным на то основанием можно назвать золотым веком русского искусства. Интересно, что и на мировом антикварном рынке живопись художников этого периода пользуется особым спросом. XVIII и первая половина XIX веков были временем доминирования портретной живописи в русском искусстве. Не удивительно, что русский портрет 18-19 веков является ядром многих музейных собраний. Возможно, поэтому в частных коллекциях антикварная живопись этой эпохи встречается не часто. Но в любом правиле бывают исключения. 32-ой московский антикварный салон, прошедший в марте 2012 года, предложил специальную экспозицию «Живописный и акварельный портрет в России XVIII – первой половины XIX века» из коллекции старинных картин В. Н. Набокова-Алексеева. Пожалуй, рассматривая выставку портретов, становится особенно очевидно, что в русской портретной живописи нашли отражение все поиски, эксперименты и достижения трех крупнейших стилей искусства XIX века: романтизма, реализма и раннего модерна. Такой антиквариат в Санкт-Петербурге до сих пор можно встретить в салонах и галереях.

Великие имена русской живописи

Наиболее полно черты русского романтического портрета были выражены в творчестве Ореста Кипренского. К числу известных мастеров портретного жанра первой половины 19 века принадлежат также Карл Брюллов, Василий Тропинин, Александр Варнек. Разницу в творческой манере романтиков Кипренского и Тропинина можно особенно остро ощутить, сравнив портреты А. С. Пушкина, их примерно в одно и то же время писали оба художника. Искусствовед А. Сидоров подчеркивал «знаменательную противоположность» этих портретов. Тропинин изобразил интимного, «расстегнутого» Пушкина. Современники отмечали удивительное сходство портрета с внешностью поэта, который изображен в домашней одежде и обстановке. Внимание и уважение к личной жизни, к неповторимой индивидуальности, так важное для представителей стиля романтизм, нашло свое отражение в тропининском портрете. Кипренский создал более обобщенный и торжественный образ, в котором чувствуется и внутренняя динамика, и осознание значимости для общества гения поэта. Руки Пушкина у Кипренского перекрещены «по-наполеоновски» на груди, через плечо эффектно переброшен шотландский клетчатый плащ, что сразу вызывает ассоциации с Байроном. Сравнивая портреты Тропинина и Кипренского, невольно вспоминается традиционное деление творчества романтиков на «героическое» и «лирическое» направления. Реалистическое направление в русском старинном портрете связано, прежде всего, с творчеством художников-передвижников. Даже в Санкт-Петербурге антиквариат такой величины — большая редкость.

Старинные картины: почерк русских мастеров

Портреты кисти Ильи Репина, Василия Перова, Николая Ге, Ивана Крамского, Николая Ярошенко вошли в сокровищницу мирового искусства. Героями старинной живописи становятся не только представители аристократических кругов, а и творческая интеллигенция, ученые, писатели, люди из народа. Создается портрет-тип, его герои — не только конкретные известные или неизвестные личности, но и носители определенных качеств, социальных характеристик. На грани между реализмом и новыми поисками выразительных средств, характерных для модерна, находится портретная живопись Валентина Серова. Его можно назвать одним из лучших портретистов конца 19 века. Современники отмечали характерную для его творчества любовь к человеку, аналитичность, психологизм. Он был одновременно и тонким лириком, и суровым публицистом, и новатором, и традиционалистом. Известно, что заказывать ему портреты одновременно страстно хотели и боялись. Боялись острого, проницательного взгляда художника, случалось, что в портретах кисти Серова становились заметны тщательно скрываемые не самые лучшие черты характеров портретируемых. И в то же время Валентин Серов — автор, пожалуй, самых светлых, тонких и лирических антикварных портретов конца 19 века — знаменитые старинные картины «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». Хотя, по времени создания портретов 19 века их можно назвать старинной живописью , сила таланта художников такова, что героев этих портретов мы воспринимаем, как своих современников с близкими нам стремлениями, чувствами и мыслями. Возможно, именно поэтому антиквариат 19 века пользуется такой популярностью. Кстати, дорого продать или купить антикварную живопись в Петербурге можно в нашем антикварном салоне.

Оцените статью
Старый Петербург