Биография Ивана Петровича Аргунова. Часть 2

Князь Хрипунов читает газету
Князь Хрипунов читает газету

Интимные портреты Аргунова

На исходе 1750-х Иван Петрович создает первые интимные портреты. В настоящее время он известен ценителям старинных картин как раз работами, выполненными в этом направлении. Лучшими признаны те портреты, с героями которых Аргунов был знаком достаточно близко, чтобы передать их характер. Эти работы отмечены личным расположением автора. В 1757 г. Аргунов просит супругов Хрипуновых стать его моделями. К.А. Хрипунов и его супруга, как и сам художник, жили в «Миллионном доме». Выступив новатором, Аргунов пишет нетипичные для Российской империи портреты, люди на которых изображены в приватной обстановке и заняты повседневными делами. Например, Хрипунов читает газету, а его жена запечатлена с книгой. Стоит отметить, что в России середины XVIII в. читать умели очень немногие женщины.
В конце 1750-х – середине 1760-х художник работает над еще одной серией парных портретов, героями которых выступает он сам вместе со своей женой. Эти произведения получились очень живыми и непосредственными, поскольку были выполнены в реалистической манере, без всякого украшательства, свойственного русскому портрету того времени. В 1767 г. живописец заканчивает одну из самых чарующих своих работ – портрет калмычки Аннушки, подопечной уже отошедшей в мир иной жены Шереметева. Аннушка признательно показывает зрителю портрет своей наставницы. В конце 1760-х художник создает семейную галерею Лазаревых, состоятельного купеческого рода, который поставлял ко двору шелк. Наибольший интерес для представителей рынка антиквариата представляет портрет Анны Акимовны Лазаревой, написанный в 1769 г. В этот период Аргунов пишет множество портретов на заказ. Он удачно обыгрывает мотивы рококо в утонченном «Портрете неизвестной в темно-голубом платье», созданном в 1760 г.

Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева
Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева

Портреты Шереметевых

В 1760-х художник рисует семейную галерею портретов Шереметевых. Пышные, торжественные одежды и поставленные позы в парных портретах В.А. и П.Б. Шереметевых интересным образом сочетаются с честной передачей лиц, не переделенных в лучшую сторону, как тогда было принято. В 1766 г. художник пишет портрет дочери графа Варвары Петровны. Освежающий контраст живописец вносит в портрет Толстой. В парадном по сути портрете она изображена за таким рядовым занятием, как вязание. В конце июня 1762 г. происходит дворцовый переворот и начинается правление Екатерины II. Известные мастера пера пишут императрице многочисленные оды. Ее восхваляют в своих стихах Ломоносов, Державин, Майков и Петров. Отечественные и выписанные из-за границы художники пишут ее парадные портреты. В середине XVIII в. карьера Аргунова складывается особенно удачно. Известный художник получает государственный заказ на портрет Екатерины II, который пришелся ей весьма по душе. Правительница сожалела, что не позировала Аргунову лично.

К 70-м годам XVIII в. художник стал признанным мэтром. Специалисты по старинной живописи выделяют в его творчестве этого периода такие вещи, как портреты контр-адмирала С.К. Грейга, Е. А. Мельгуновой, Б.В. Шереметева, П.В. Шереметева. На склоне лет в 1875 г. мастер пишет один из самых нежных и проникновенных женских портретов в русской живописи. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» пленяет своими мягкими красками и естественной красотой женственности. К концу XVIII в. художник прекращает свои занятия живописью, решая только бытовые и организационные вопросы. В 1788 г. Шереметев делает его управителем своего дома в Москве и членом крепостной коллегии. Аргунов оставляет свой любимый Санкт-Петербург и отправляется в чужой город. Его радуют только сыновья, снискавшие успех на выбранном ими поприще.
Иван Петрович Аргунов скончался в 1802 г.

Оцените статью
Старый Петербург