Страхование и оценка антиквариата. Часть 2

    4Музейные коллекции и страхование антиквариата

    Страховщики, как правило, не предоставляют данных о заключённых договорах страхования антиквариата и произведений искусства. Это обусловлено соглашением о конфиденциальности информации. Если говорить о ситуации на рынке в целом, среди антикваров есть мнение, что в России нет почти ни одной застрахованной частной коллекции. Более того — в целом по стране практически нет музеев, застраховавших свои экспонаты. На уровне музеев вместо страхования коллекций их сохранность и целостность зачастую доверяют службе охраны.

    Руководство таких учреждений обычно обеспечивает полное предотвращение порчи, уничтожения и воровства экспонатов собрания. Среди предпринимаемых мер безопасности — охранная и противопожарная сигнализация на отдельные сейфы и витрины и на здание в целом, прямой вывод музея к пульту МЧС,  регулярные проверки соответствия требованиям безопасности в профильных государственных службах. Конечно, администрации музеев понимает важность страхования своих коллекций, но бюджеты учреждений не позволяют этого в нынешних реалиях.

    Для бюджетного учреждения это дорогое удовольствие, учитывая колоссальную стоимость музейных собраний. Страхование постоянных экспозиций и ценностей, находящихся в запасниках — редкое явление. Среди музеев бытует практика страхования отдельных культурных ценностей, вывозимых для демонстрации на других площадях (музеи других городов, выставочные залы и т. п.). Действие договора страхования начинается с момента упаковки экспоната в музее, распространяется на время перемещения, период экспозиции, обратную дорогу и заканчивается с возвращением произведения искусства в музей.

    Охрана как способ страхования

    Транспортировка экспонатов, как правило, осуществляется Федеральной службой охраны. К примеру, в 2014 году ценности Музея Новосибирска выставлялись в Москве, и их перевозку выполнила Федеральная служба охраны. Директор музея отметила, что каждая вещь была тщательно упакована. Все экспонаты были помещены в специальные ящики, опломбированы и переданы в полную ответственность охранной службе. Возвращение экспонатов в Новосибирск происходило таким же образом, то есть Федеральная служба охраны на время транспортировки фактически играло роль страховой компании, выступая гарантом сохранности перевозимых культурных ценностей.

    К сожалению, порой музеи ограничены даже в средствах на транспортировку экспонатов. Тот же музей Новосибирска несколько лет назад вынужден был отказаться от экспонирования предметов из Янтарной комнаты, будучи не в состоянии оплатить их транспортировку со всеми требуемыми мерами безопасности. Директор музея подтвердила обоснованность требований руководства ГМЗ «Царское Село» к транспортировке предметов и выразила сожаление о том, что из-за высокой стоимости перевозки спецтранспортом жители Новосибирска не смогли увидеть уникальные экспонаты Янтарной комнаты в своём городе. И это — несмотря на тот факт, что в период ВОВ собрание Янтарной комнаты и 20 других отечествнных музеев была эвакуирована именно в Новосибирск.

    Оцените статью
    Старый Петербург