Рисунок пастелью Дега предположительно хранился в монастыре во время гражданской войны в Испании.
Опытный интернет-аукционист заключил приобрел картину в 2021 году, когда заметил рисунок пастелью, указанный как «поддельный» Дега. Удивительно мастерская композиция привлекла внимание покупателя, и с помощью эксперта Мишеля Шульмана они определили, что это, скорее всего, «Éloge du maquillage» («Похвала макияжу») (1876 г.) — известная сцена, написанная Дега, которая в течение нескольких десятилетий считалась пропавшей. Согласно отчету, неназванный покупатель из Барселоны зашел и поставил ставку на аукционном сайте Todocolección. Первоначально, выставленная всего за €1 ($1), он выиграл работу за €926 ($1000). В то время это, должно быть, показалось неожиданной удачей предыдущему владельцу из Каталонии, наследника картины. Хотя на ней была подпись «Degàs», он не верил, что она может быть подлинной, поэтому выставил работу вместе с некоторыми документами о происхождении, показывающими, что она была куплена в 1940 году его предком Жоаном Ллончем Саласом, коллекционером и бывшим президентом местного банка Сабадель.
Теперь, когда ее приписали Дега, некоторые эксперты предполагают, что эта импрессионистская пастель на картоне размером примерно 19 на 24,5 дюйма может стоить около €7 миллионов или €8 миллионов (около $8 миллионов). Другие оценки доходят до €12 миллионов ($13 миллионов), согласно El Nacional.
Так какова же история этого давно утерянного произведения искусства? Шульман, который является автором онлайн — каталога Дега, решил это с помощью историков искусства Джудит Урбано и Альваро Паскуаля, а также консультанта Хуана Архоны Рея из Consultores Rey.
Все коллеги пришли к выводу, что это был Дега «после исчерпывающего анализа пигментов, тщательного исследования, проведенного с помощью рентгеновских лучей и фотографий, среди прочих методов», — сказал Шульман испанской газете El Pais. Анализ, проведенный в Мадриде в июле 2023 года, датировал работу концом XIX века. Он добавил, что также важно проверить, что подпись работы была интегрирована и не была добавлена позже.
Шульман, каталогизировавший 1750 работ Дега, далее предположил, что «Похвала макияжу» связана с другой работой французского художника, «Серьезный клиент».
Исследованию группы по аутентификации способствовало несколько этикеток, все еще прикрепленных к задней стороне работы, которые помогли им доказать, что работа попала в Испанию, когда находилась во владении художника Хулиана Бастиноса, который купил ее у Дега в Париже в 1887 году за 3000 франков. Эта транзакция зафиксирована в письме, которое Дега отправил своему другу, оперному певцу Жану-Батисту Фору.
Бастинос взял картину с собой в Каир в 1910-х годах (о пребывании там упоминает этикетка на обороте работы), которая показывает, что она была оформлена в Египте. После смерти Хулиана в 1918 году пастель была репатриирована в Барселону его братом Антонио Х. Бастиносом.
В 1934 году эта работа, как сообщается, была одной из 150 работ из коллекции семьи Бастинос, включая картину маслом Гойи, которые были конфискованы властями. Они были помещены франкистскими республиканцами в монастырь Педральбес для сохранности во время гражданской войны в Испании.
На этикетке на обороте, приклеенной Министерством национального образования Франко, указано, что пастель была «изъята у врага» в январе 1939 года. Исследователи говорят, что она была возвращена семье Бастинос в 1940 году и вскоре после этого продана Ллончу 13 сентября 1940 года за 3000 песет.
В последний раз работа была представлена публике в 1952 году, когда Жоан Ллонч Салас прислонил ее к групповой выставке в барселонской галерее Gaspar, о чем свидетельствует другая этикетка на обороте работы. Монотипия на бумаге на ту же тему, женщина с рыжими волосами, изображенная в профиль и пудрящая себя, хранится в коллекции Музея изящных искусств Канады в Оттаве. Теперь картина присутствует в цифровом каталоге коллекционера.