К концу 60-х годов XIX века ведущими стали два частных завода – Гарднера и Попова. В условиях все возраставшей конкурентной борьбы их владельцы искали разные пути для расширения своего ассортимента и круга покупателей. Наряду с разработкой совершенно оригинального «народного» фарфора, эти заводы в последней трети века охотно стали привлекать к производству образцы иного плана. Так среди изделий Гарднера и Попова в 1860-1870 – е все чаще появляются сервизные и отдельные предметы фантазийных, вычурных форм. Некоторые из них, известные из атрибуции завода Корниловых – со сложными скульптурными и рельефными нагромождениями, с неудобными и неустойчивыми элементами декора. Роспись во второй половине XIX века остается традиционной. В образцах изделий завода Корниловых она выразительна и сочна. В образцах скульптурных форм этого времени часто встречаются обыденные сюжеты и образы. Такие сюжеты можно увидеть в «офицерской» серии, в серии фигур с «пастушками» и «маркизами». Определяли идейное и тематическое содержание скульптуры, форм и орнаментального оформления посуды этих заводов русские, национальные образы, разработанные талантливыми мастерами русского фарфора второй половины XIX века.
Значительным явлением в русском фарфоре того времени была так называемая «передвижническая» скульптура. Ее создавали исключительно заводы Гарднера, Попова и Иконникова. Завод Иконникова выпускал свои статуэтки по старым поповским моделям, которые он купил у последнего бывшего владельца поповского завода Фомичева в 1875 году, после закрытия этого завода.
В самой тематике так называемой «передвижнической» скульптуры ярко проявилось стремление создателей затронуть актуальные проблемы современности. По художественным концепциям и принципам эта фарфоровая пластика близка к искусству русских художников-передвижников. Композиция «Суд станового» (илл.1) — творческая переработка сатирической картины 1850-х годов. В подобных фарфоровых композициях нашла яркое, неприкрашенное воспроизведение жизнь крестьянства Российской Империи. «Передвижническая» фарфоровая скульптура была разнообразна по сюжетам и прогрессивна по содержанию. Выпускались фарфоровые изделия, в бисквите, в погоне за натуральностью создаваемого образа фигуры не покрывалась глазурью. Кроме того, живописцы при массовой росписи фигур заботились, в первую очередь, о «натуральности» создаваемого образа, а не о соответствии ее форме и содержанию скульптуры.
Магазин «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей фарфоровых изделий и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302