Игорь Грабарь. Часть 2

grabar3Ещё одна сфера деятельности Грабаря — реставрация. Живописец принимал участие в восстановлении старинных икон, в частности — рублёвской «Троицы». Обладая способностями архитектора, Игорь Эммануилович выступил консультантом во время реставрации Троице-Сергиевой лавры.

Общественная и исследовательская деятельность Игоря Грабаря

Грабарь был не только художником. Его деятельность не ограничивалась живописью и реставрацией антиквариата. Игорь Эммануилович проявил себя как исследователь творчества своих предшественников. Двухтомник Грабаря, посвящённый Репину — огромный вклад в сокровищницу отечественной культуры. Благодаря его кропотливому труду мы имеем возможность глубже изучить русское искусство эпохи средневековья — творчество А. Рублёва и Ф. Грека. Многостороннее дарование Грабаря дало ему возможность заниматься общественной и просветительской работой. Будучи редактором «Истории русского искусства», Игорь Эммануилович писал статьи об известных художниках нашей родины и об искусстве в целом. С 1913 по 1925 годы Грабарь был попечителем Третьяковской галереи. Тогда же руководил реставрационными мастерскими. Как реставратор, Игорь Эммануилович вносил усовершенствования в существующую тогда методику восстановления старинных картин — это позволило сохранить многие предметы антиквариата.

Во время Великой Отеченственной Грабарь выдвинул предложение вывезти из Германии произведения искусства, представляющие культурную ценность. Конфискация рассматривалась как мера компенсации ущерба, который понёс СССР из-за разрушения и уничтожения музейных экспонатов и зданий. Художник встал во главе Бюро экспертизы, которое составляло списки самых ценных экспонатов в музеях Европы. Грабарь лично набирал «трофейные бригады» для конфискации полотен и сам учитывал поступившие призведения искусства. Благодаря этому энергичному, трудолюбивому и волевому человеку мы имеем возможность любоваться прекрасными картинами — от антиквариата до современности.

Оцените статью
Старый Петербург