Становление художника
Талантливый художник мог бы никогда не родиться, если бы в 1812 году раненный офицер наполеоновской армии Лансере не попал в плен. Французский гражданин принял русское подданство и остался в России. Его сын, Александр Лансере, стал инженером путей сообщения, а внук Евгений – русским скульптором. Родился будущий художник в г. Моршанске Тамбовской губернии 12 августа 1848 года. Там же, в моршанском доме барона Варнези (деда по материнской линии) ему было дано первоначальное воспитание.
В возрасте 13 лет мальчик был отправлен в Санкт-Петербург во вторую классическую гимназию. Уже тогда, нигде профессионально не обучаясь искусству, Лансере занимался скульптурой. Он посещал мастерскую своего знакомого – бывшего офицера Преображенского полка Н.И. Либериха, ставшего известным скульптором-любителем. По окончании гимназии Евгений Александрович поступил в Петербургский университет. В студенческие годы он участвовал в выставках Императорской Академии Художеств. В 1866 году скульптору-самоучке было присвоено звание классного художника второй степени. В первых же представленных публике работах – «Руслан и Людмила» (воск) и «Тройка с двумя седоками, ямщиком и собакою» (бронза), видна глубина, врождённое знание формы и натуры.
В 1867 году Лансере для ознакомления с работами известных художников предпринял поездку в Париж. Молодой человек посещал галереи и музеи города, учился отливать бронзу. В 1869 году он получил звание классного художника первой степени. В том же 1869-м, по окончании университета, Евгений Александрович поступил на службу в Департамент таможенных сборов Министерства финансов. Проработав около 4 лет переводчиком, он подал в отставку и занялся любимым делом.
[av_notification title=’Примечание эксперта по антиквариату’ color=’green’ border=» custom_bg=’#444444′ custom_font=’#ffffff’ size=’normal’ icon_select=’no’ icon=’ue800′ font=’entypo-fontello’]Зачастую старую бронзу выгодно купить именно в салоне антиквариата в Санкт-Петербурге, ввиду более доступной цены и высокого качества предметов. Предметы бронзы из собрания нашего салона — результат долгого и тщательного отбора действительно интересных и редких вещей. Мы собрали обширную коллекцию предметов старой русской бронзы, передающих все тонкости работы старых мастеров — они способны стать украшением Вашей собственной коллекции. [/av_notification]
Творческий путь Лансере
Нельзя сказать, что работы Лансере стали интересны лишь коллекционерам антиквариата в наше время. В 19 веке они были представлены на Всемирных выставках: в 1872 году – в Лондоне, в 1873 – в Вене, в 1878 – в Париже. Столицу Франции художник вновь посетил в 1876 году, с той же целью, что и в первый раз. Третий и последний раз Евгений Александрович был за границей в 1883 году. Он ездил в Алжир на три месяца для поправки здоровья. Эта поездка дала скульптору богатый материал для творчества. Арабские типажи он воплотил в бронзовых скульптурах, выполняя заказы фабриканта Шопена. Много вдохновения Лансере находил, путешествуя по России. Кавказ, Крым, Киргизия, Башкирия – вот неполный перечень мест, где побывал художник. В 1876 году он стал «почётным вольным общником». С одной стороны, это звание было поощрением от Академии Художеств, но с другой – лишило Лансере возможности шире заниматься творческой и общественной деятельностью, не давая права на звания академика и профессора. Академия, отражавшая вкусы той эпохи, не приобрела ни одной работы Лансере за все годы его творческой деятельности.
В 1882 году Лансере принял участие в Московской Всероссийской выставке. Выставка, посвящённая творчеству А.А. Обера и Е.А. Лансере, собравшая в вместе все работы скульптора, состоялась в Петербурге в феврале 1886 года. Её организовало Общество поощрения художеств. Попасть на это мероприятие художнику было не суждено. 23 марта 1886 года он умер от чахотки в селе Нескучном, своём харьковском имении. Все усилия близких оказались тщетны – болезнь брала своё. Известный фабрикант из Москвы Н.П. Малютин, пытаясь спасти Лансере, прислал к нему в деревню грамотного врача Н.Н. Орлова. Были испробованы все средства, известные медицине того времени.
Старинная бронза Лансере
Имя Евгения Александровича Лансере известно не только коллекционерам старинной бронзы, антикварам и искусствоведам. Работы этого скульптора-самоучки – вне времени и моды, это настоящие произведения искусства. Дух времени заметен во многих произведениях искусства, и антикварная бронза – не исключение. Из истории вторая половина 19 века известна как наиболее неблагоприятная для развития русского искусства, в частности скульптуры. Для той эпохи характерно полное непонимание роли скульптуры в искусстве, её места в жизни. Немногие работы Лансере также носят на себе отпечаток времени создания. Это заказные скульптуры, в большинстве своём – подарки, выполненные в так называемом «русском стиле» по эскизам архитекторов тех лет. Художник работал над ними по насущной необходимости, поскольку они являлись почти единственный источником дохода.