Русская живопись Ивана Петровича Аргунова
Известный русский художник Иван Петрович Аргунов появился на свет в 1729 г. Его род дал миру множество талантливых людей. По своему социальному статусу Аргуновы являлись крепостными. Сначала они служили князю Черкасскому, а в 1743 г. достались графу Шереметьеву от его новоявленной супруги Варвары Алексеевны, дочери князя. Будущего художника растил дядя. Семен Петрович Аргунов был дворецким Черкасских и управителем Шереметьевых. Немало лет он заведовал «Миллионным домом» в Санкт-Петербурге, который приобрел свое название за расположение на Миллионной улице, соседствующей с Невским проспектом. Здесь в основном и протекала дальнейшая жизнь Аргунова. Семен Михайлович постоянно заботился о творческом развитии младших членов семьи, они всегда были под надежным присмотром. Эти усилия принесли свои плоды: сын дворецкого Федор стал известным архитектором, а племянник – востребованным живописцем.
Старинные картины Аргунова. Начало творческого пути
Особенно востребованным он оказывается в 1740-х, когда началось время правления Елизаветы, наследницы Петра I. Под ее руководством русское искусство, как отмечают специалисты по антиквариату, достигло значительных высот: возводились роскошные дворцы и храмы, активно развивались изобразительные и декоративно-прикладные искусства. В Российской империи начали свою работу такие мастера европейской живописи, как Гроот, Тукке, Ротари. Именно у Георга-Христофора Гроота и стал брать уроки юный Аргунов. Его первые работы созданы под явственным влиянием этого живописца. Однако в них просматриваются и особенности, из которых позднее и сложился стиль Аргунова. Он тяготел к реализму и стремился максимально раскрыть характер своих персонажей.
Самые ранние портреты работы Аргунова, сохранившиеся до нашего времени, специалисты по старинной живописи относят к началу 1750-х. В этот период художник работает сразу в нескольких направлениях, создавая портреты, образы святых и пробуя себя в декоративно-прикладном искусстве. На пару с Гроотом он пишет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Его первые самостоятельные работы проявляют в нем природную склонность именно к портретной живописи, на которой он и останавливается в своих творческих поисках.
Первые работы молодого живописца в этом жанре написаны в стилистике парадного портрета. Эта разновидность портрета в XVIII в. пользовалась в среде аристократии и государственных деятелей особой популярностью, потому что в полной мере демонстрировала высокий статус изображенного на нем человека. Самая ранняя картина живописца, дошедшая до наших дней, – это созданный в 1750 г. портрет князя И.И. Лобанова-Ростовского, который был офицером Конного гвардейского полка и родственником графа П.Б. Шереметьева. Через четыре года Аргунов пишет портрет офицерской жены Екатерины Александровны. О выдающемся уровне мастерства художника можно судить по написанному в 1753 г. портрету графа П.Б. Шереметева с собакой, который считается одной из его самых сильных работ этого периода.
Художник-педагог
Аргунов также был известен современникам как успешный преподаватель. В 1753 г. императрица Елизавета отдала ему на обучение трех певчих придворной капеллы (Лосенко, Головачевский, Саблуков). После этого их зачислили в Академию художеств в ранге «подмастерья», а затем они перешли в звание «адъюнктов», которые выполняли обязанности ассистентов профессоров. Также у живописца обучались и его сыновья. Один из них, Павел, нашел себя в архитектуре и принимал активное участие в работе над Останкинским дворцом-театром. Другой, Николай, пошел по стопам отца, как и третий брат, Яков, который нашел себя в жанре графического портрета.