Старинная живопись. Парад при Павле I
Эта старинная картина не несет в себе намеков на обстановку в России, в которой жил сам Бенуа. В ней содержатся только его личные опасения, связанные с тогдашним положением дел и государственными деятелями, управляющими народом. Тревожные мысли, легшие в основу «Парада», сделали его невероятно проницательным. Историки отмечают, что раскрытие темы павловской эпохи, предложенное Бенуа, предвосхищает многие исторические исследования и художественные трактовки. Допустим, Мережковский, пытающийся воссоздать некоторые фрагменты русской истории, не смог погрузиться в дела давно минувших дней так глубоко, как Бенуа. «Парад» – лучшая работа в «Русской серии». Более того, искусствоведы считают эту картину самой ценной из всех исторических творений художника. В то же время любители антиквариата знают Бенуа преимущественно как «певца Версаля» и утонченного стилизатора, с которым может сравняться только Сомов.
В пользу этого восприятия говорят и идеология «Мира искусства», в котором состоял Бенуа перед революцией 1917 г. Но именно в этот период художник отходит от темы Версаля и сосредотачивается на отечественной истории. Его исторические картины в стиле реализма, базирующиеся на достоверном изучении архивного материала, можно назвать ретроспективными в положительном смысле. К тому же в живописных работах Бенуа отсутствует стилизация и бессюжетная детальность Сомова. Бенуа высказывается об этих мироискуснических приметах как о пройденном этапе на своем творческом пути. «Русская серия» категорически расходится с вычурной эстетикой «Мира искусства».
Новаторство в русской живописи
При этом знаменитый исторический цикл Бенуа отходит и от новаторских тенденций в живописи того времени, когда наблюдалось острое столкновение разных точек зрения на искусство. Бенуа придерживается реализма, работая в историческом жанре. Влияние Венецианова прослеживается в его картине «Утро помещика», Федотова – в «Суворовском лагере», Рябушкина – в «Петербургской улице при Петре I». Некоторые работы близки по духу к Серову и Лансере. Что касается непосредственно дружбы с художниками-современниками, то такие отношения связывали Бенуа с Сомовым. Сомов оказывал исключительное влияние на работы молодого художника, впрочем, и Бенуа имел воздействие на выдающегося стилизатора. Единодушие живописцев того времени показано в их исторических работах, освещающих Россию при Петре I. Это созвучие выражает Серов, желая сотрудничать с Бенуа для кнебелевского издания. Про общие задумки, посвященные петровской эпохе, говорят и письма Серова. Можно проследить переход Бенуа-художника от версальских идей Сомова к реалистической технике Серова. После того, как тот ушел из жизни, из коллег по «Миру искусства» Бенуа работает не с Сомовым, как можно было ожидать, а с Лансере, Кустодиевым и Добужинским, а также талантливыми художницами Серебряковой и Остроумовой-Лебедевой.
Бенуа заканчивает «Русскую серию» в 1910 г. После этого живописец больше не возвращается к исторической тематике. Причина не только в том, что он не видит в себе собственно живописца, создающего картины. Текущие российские реалии заставляют Бенуа сомневаться в значимости картины как основной формы изобразительного искусства. Художнику кажется, что ее эра прошла. Он больше не видит в картине и социальной значимости. Бенуа полагает, что художественные полотна, созданные исключительно для выставок, безжизненны по своей сути.