Живопись Григория Васильевича Сороки (Васильева)
Григорий Сорока – удивительно талантливый русский живописец XIX в., жизненный путь которого был полон трудностей и испытаний. Но как бы ни была тяжела жизнь крепостного художника, его картины всегда излучали свет и умиротворение. Григорий Васильев по прозвищу Сорока появился на свет в деревне Покровской (Вышневолоцкий уезд Тирской губернии) и был крепостным помещика Милюкова. Он всегда проявлял склонность к рисованию. В начале 1840-х г. в его жизни происходит знаменательное событие – знакомство с живописцем А. Г. Венециановым, другом и соседом Милюкова.
В начале 1820-х г. художник стал передавать свои знания ученикам, которых отбирал среди дворовых мальчишек. Он обеспечивал им кров и еду, объяснял принципы рисования. Венецианов был прекрасным художником и учителем. Алексей Гаврилович придерживался гуманистических убеждений, он видел огромный потенциал в выходцах из народа и верил, что за ними будущее. Ожидания Венецианова окупились с лихвой, его талантливые воспитанники создали немало превосходных картин. Сегодня русская старинная живопись «венециановской школы» пользуется повышенным спросом у коллекционеров и знатоков искусства на рынке антиквариата. Художник обучил своему ремеслу свыше семидесяти детей.
Оценив талант Васильева, Венецианов приглашает его в свое поместье Сафонково. Следующие несколько лет молодой человек проводит то в поместье, постигая премудрости живописи, то в «Островках», выполняя поставленные Венециановым задачи. Как и все его воспитанники, он часто рисует с натуры, а также работает над картинами самых разных жанров.
Даже первые творения юного художника говорили о его незаурядном таланте. В них было особое видение. В его альбоме для зарисовок в 1842 г. появилось множество портретов крестьян, живущих поблизости. По этим рисункам было видно, что у Сороки имеется острый глаз и особая проницательность. Он хорошо улавливал и передавал черты характера своих моделей. Уже тогда его работы имели немалое сходство с оригиналами, а техника рисования была достаточно умелой. Полотно «Гумно», созданное Сорокой предположительно в 1843 г., еще несет на себе черты ученичества. Так, в ней видно несомненное влияние Венецианова, когда-то написавшего картину с тем же названием и на ту же тему. Однако несмелая подача и отсутствие опыта компенсируются искренностью и свежестью чувств.
Старинные картины Сороки
К сожалению, художнику было отпущено совсем немного времени. Сохранилось всего лишь двадцать старинных картин его авторства, причем установить точный год их написания не представляется возможным. Известно лишь, что они были написаны за одно десятилетие. Творческое наследие Сороки неоднозначно. Подлинным призванием живописца были пейзажи, его «Флигель в «Островках», написанный в первой половине 1840-х, стал предтечей многих работ наших пейзажистов конца XIX — начала XX в.
Талант молодого художника с каждым днем проявлялся все ярче, Венецианов был очень им доволен. В его письмах встречаются упоминания об успехах любимого ученика, который достиг значительных высот в искусстве, на что был способен отнюдь не каждый его воспитанник. Природа действительно наделила юношу недюжинными способностями. Написанные им в середине 1840-х г. картины «Рыбаки», «Вид на усадьбу Спасское» и «Вид на плотину» расцениваются как настоящий антиквариат и привлекают внимание видных искусствоведов.
Эти лиричные пейзажи отличаются чистой, ясной, сдержанной красотой, чуждой всяких излишеств, они проникнуты любовью и умиротворением. Живописец изображает места, с которыми была связана вся его жизнь, начиная с детства. Душевное спокойствие человека часто зависит от окружающей природы, и Сороке удается передать это ощущение мерного течения жизни, где значим каждый момент. Картина «Рыбаки» исполнена подлинного природного величия, в ней есть неспешное очарование. Мягкое, высветленное небо, гармоничная линия деревьев, уютные дома и облаченные в лен крестьяне за работой. Этот идиллический вид ничуть не уступает греческим и итальянским пейзажам, которые в те времена считались каноном.