Художник-баталист Богдан Виллевальде
Русский художник-баталист Богдан (нем. — Готфрид) Павлович Виллевальде родился 31 декабря 1818 (12 января 1819) года в г. Павловске Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Образование молодой человек получил в Петербургской Академии художеств, обучаясь в период с 1839 по 1842 годы у Александра Ивановича Зауервейда. Виллевальде — наиболее крупный и типичный представитель батального жанра, пользующегося в первой половине 19 века особой популярностью. Это направление живописи тогда, с одной стороны, получало официальную поддержку, а с другой — было зависимо от государственных структур, диктовавших к написанию батальных сцен свои особые условия и требования. В эпоху Николая I реализм в живописи был ещё мало развит, вследствие чего при изображении военных сюжетов на первое место ставилась точность передачи вида войск, их формы, согласованная с официальным представлением о сражении. Внешне эффектные — как исполнением, так и габаритами полотна Богдана Виллевальде посвящены триумфу русской армии, или отображают наиболее значимые события из жизни, современной автору, например, «Открытие памятника Тысячелетию России» (1864).
Живопись Богдана Виллевальде. Ранний период
Старинная живопись, слишком иллюстративная с современной точки зрения, она отвечает требованиям своей эпохи — живопись Виллевальде отличает внешняя точность, выверенность, законченность и условная правдивость. Ранний период творчества художника пришёлся на пик популярности батальной живописи, источником сюжетов для которой послужила, главным образом, Отечественная война 1812, а также победоносные русские военные походы на Европу и, в частности, Париж. Таким образом, уже будучи выпускником Академии художеств, Виллевальде вкушает первые плоды успеха, написав несколько полотен, одно из которых — «Сражение при Фершампенуазе» (1842). В сороковых годах художник был отправлен в Дрезден, там создавались картины на тему войны 1813 года, но уже в 1844 году Виллевальде вернулся в Санкт-Петербург, куда был вызван по причине смерти Зауервейда. В конце сороковых живописец получает звание академика, а также приглашение на работу преподавателя. Поначалу он работает в Рисовальной школе Общества поощрения художников, а с 1848 года в родной Академии в звании профессора, на должности руководителя батального класса.
На этапе становления творчество художника испытывает влияние немецких живописцев, в частности, художника из Мюнхена Петера Гесса («Битва при Гиссгюбеле»), а затем — Ораса Верне, которого называли королём баталистов и чьё искусство изображения войны было идеалом, к которому стемился Виллевальде. Среди основных работ раннего периода — «Кульм», «Фершампенуаз», «Лейпциг» и «Перед Парижем» — полотна огромных размеров на тему событий 1813-1814 годов.
Живопись Богдана Виллевальде. Поздний период
В живописи Виллевальде находят отражение многие исторически значимые события и войны. Помимо излюбленной Наполеоновской тематики это и Польша 1831 года, и Венгрия 1849 года, Крым и Кавказ, военные события семидесятых годов. Творчество позднего периода, нашедшее своё полное отражение в работах, посвящённых солдатскому быту, относится к хорошо изученной автором эпохе Наполеона. Оно проявляет себя в новом для художника свойстве — сцены из военной жизни переданы необычайно живо, реалистично и с мягким юмором. Так написаны картины «с», «Казаки на Рейне», «Не бойтесь, мы — казаки» и другие.
При том, что формирование Виллевальде как художника происходило под влиянием и господством классической живописи, он старался придать своим произведениям черты реалистичности, отходя от помпезного изображения военных действий в сторону передачи обычных взаимоотношений офицеров и солдат с мирным населением, многонационального состава российской армии, создавая жанровые сцены военных манёвров, походов, быта. Хорошо зная военный строй, художник желал получить непосредственное впечатление от войны, и с этой целью нередко выезжал в места, где проходили реальные боевые действия Кавказской войны (в 19 веке она казалась бесконечной). Богдан Виллевальде внёс неоценимый вклад в развитие русской батальной живописи, и он заключается не только в создании собственных произведений, безусловно значимых для ценителей искусства и антиквариата. Проработав во главе класса батальной живописи Академии художеств до девяностых годов 19 века, художник воспитал новое поколение баталистов, многие из которых проявили себя впоследствии.