Правда на холсте
Особо стоит отметить мужество живописца, его волю к воплощению правдивой истории. Дело в том, что в 1880-е годы «сверху» насаждалось представление о годах правления Алексея Михайловича, «тишайшего» государя, как о «золотом» веке русской истории. Якобы это были времена, когда царь «шёл рука об руку с народом и народ ему верил», то есть торжествовала справедливость и «истинно русское начало» во всём. Художники, используя подобные установки, писали слащавые картины на такие темы, как выборы царских невест, свадьбы бояр и даже игры последних в жмурки. А раскол, являясь мощной оппозицией не только духовной, но и светской власти, считался инакомыслием и в 19 веке, подвергаясь преследованиям и гонениям как потенциальная угроза (что, в общем, не лишено оснований). Суриков словно разрывает этот «кисейный занавес» и пишет правдивое полотно, полное страданий, бедствий и страстей 17 столетия.
Позднее творчество. Значение для русского искусства
Вскоре после написания картины «Боярыня Морозова» Василий Иванович теряет жену. Перенесённый кризис утраты сказывается и на творчестве художника. Полотен такой же масштабности, как эти три картины 1880-х годов, у Сурикова больше не появилось. Тем не менее, мастерство никуда не делось, и более поздние работы также поражают зрителя присущим им драматизмом сюжета и «жизненностью» персонажей. В 1895 году художник заканчивает картину «Покорение Сибири Ермаком», проникнутую неиссякаемой верой в народ, в его силу и стойкость. Ещё одно большое полотно — «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» создано Суриковым в 1899 году. Эти пять работ: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы» — самые главные «исторические» произведения художника.
Не менее ценны с художественной и культурной точки зрения и другие картины Сурикова. В 1891 году была создана работа «Взятие снежного городка», посвящённая старинной праздничной игре сибиряков. Художник придал народной забаве мощнейшее звучание, некоторый «историзм». В картине «Степан Разин» (1906) автор мастерски показывает бунтарский дух истинного патриотизма. Обладая широтой мировоззрения, художник проявил это качество при создании произведений живописи и графики, изображающих жизнь малых народов Сибири. Будучи сторонником подлинной народности, воплощаемой им в живописи, Суриков никогда не был националистом. Он с огромным уважением и почтением относился к искусству старых мастеров Испании и Италии, в своём творчестве опираясь на их достижения, высоко оценивал современное ему французское искусство. Поселившись в Москве с 1877 года, Василий Суриков неоднократно посещал свой родной край — Сибирь, находя в этих поездках новый источник вдохновения. Путешествовал художник и по Европе — Италии, Испании, в итоге поездок появились прекрасные графические и живописные работы. Опираясь на традиции старинной живописи, Суриков принимал и новаторские направления в искусстве 20 века, не переставая следить за развитием и достижениями молодых художников, которые относились к величайшему живописцу с огромным почтением.
Василий Иванович Суриков умер в Москве в 1916 году.
Среди множества живописных произведений, в основу которых легли реальные исторические сюжеты, созданных известными художниками, немало похожие на иллюстрации, где персонажи напоминают марионеток, одетых в соответствующие эпохе одежды. Суриков же воплотил «живое» прошлое в своих картинах-драмах, передающих всю сложность и проблематику изображаемых сюжетов. Кропотливо воссоздавая в живописных образах одежду, предметы быта, здания, обстановку, художник не иллюстрирует историческое событие, а проникает в него и ведёт зрителя за собой. Это замечательное свойство старинной живописи Василия Сурикова во многом обусловлено изображением народа как решающей силы во всех исторических поворотах, как основного действующего лица тех драм, которые разыгрываются на его полотнах. Сегодня основная часть работ художника содержится в музеях и собраниях государственных галерей. Однако, некоторые, пусть и не самые известные произведения украшают частные коллекции собирателей старинной живописи и антиквариата. Создавая картины на темы далёкого прошлого нашей Родины, автор поднимал в своём творчестве такие проблемы, которые не только были актуальны в его эпоху, но и остаются таковыми на сегодняшний день. Поэтому произведения Сурикова интересны не только ценителю антиквариата, но и любому думающему и чувствующему человеку.[av_toggle_container initial=’0′ mode=’accordion’ sort=»]
[av_toggle title=’Все статьи цикла’ tags=»]Василий Суриков. Часть 1
Василий Суриков. Часть 2[/av_toggle]
[/av_toggle_container]