Василий Суриков. Часть 1

    Великий русский художник Василий Суриков

    Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге (1870)
    Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге (1870)

    Знатоки антиквариата, эксперты, ценители, и просто любители старинной живописи нередко сталкиваются с масштабными «историческими» полотнами, принадлежащими кисти известных художников. Особое место среди признанных мастеров занимает Василий Иванович Суриков — великий русский живописец, чьё творчество относится к величайшим культурным достижениям девятнадцатого столетия. Наследие художника по своему значению стоит в одном ряду с искусством других русских гениев, среди которых Александр Иванов — в живописи, Фёдор Достоевский и Лев Толстой — в литературе, Модест Мусоргский — в музыке. Будучи настоящим мастером своего дела, Суриков создал яркие, живые образы, отобразил на своих полотнах исторические события во всей полноте и трагизме, показал целые эпохи с наивысшей достоверностью. Обладая глубинным чувством человека, сопереживая ему, художник изображал его в отдельности и в массе, с проникновенной красотой воплощая в картинах великую силу и драму, присущую русскому народу и его истории.

    Становление художника. Ранний период

    Родился будущий мастер исторической живописи в Красноярске, в1848 году. Василий Иванович очень годился своим казачьим происхождением: его предки пришли в Сибирь вместе с легендарным Ермаком. Впоследствии Суриков неоднократно высказывался: «Краснояры — сердцем яры» или «в Сибири народ другой, чем в России, — вольный, смелый». Вероятно, принадлежностью художника к старинному роду, впитанными с молоком матери чертами вольнолюбивого казацкого характера, усвоенными с детства сохранившимися древними традициями и укладом жизни можно отчасти объяснить ту цельность его натуры, которая читается в творчестве и благодаря которой могли быть созданы такие необычайно выразительные и правдивые произведения.

    Не могла не оказать влияния на формирование и развитие творчества Сурикова и «столичная» часть его жизни. В 1869 году Василий Иванович приезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Сильное воздействие на молодого человека возымели противоречия «Двух Россий», одна из которых — народная, понятная с детства, а другая — «петербургская», городская, и это частично превратилось в личную проблему. Переживания и чувства, вызванные восприятием начинающим живописцем «государственной», городской России, нашли своё отражение на полотне «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870). Данное произведение, написанное талантливым учеником П. Чистякова, уже тогда признанным «композитором» живописи, отличается очень высоким уровнем мастерства. В годы обучения в Петербурге Суриков пытается писать картины, посвящённые историческому прошлому России, но окончательно его творческие устремления, мировоззренческие установки оформились лишь к 1878 году, после окончания обучения и переезда в Москву. Тогда-то выпускник петербургской Академии художеств, получивший золотую медаль, оказавшийся в среде увлечённых историей Отечества людей, начинает создавать свои главные произведения на историческую тему, так поражающие современного зрителя заключённой в них мощью и красотой. В своих воспоминаниях о том периоде художник напишет, что вопрошал даже московские старые стены: «вы видели, вы слышали?».[av_toggle_container initial=’0′ mode=’accordion’ sort=»]
    [av_toggle title=’Все статьи цикла’ tags=»]Василий Суриков. Часть 2
    Василий Суриков. Часть 3[/av_toggle]

    [/av_toggle_container]

    Оцените статью
    Старый Петербург