Антикварная бронза Франции и России

    Лидеры на рынке антикварной бронзы

    Антикварная бронза
    Антикварная бронза

    Очевидно, что ни Франция, производящая чудесную позолоченную бронзу, которая высоко ценилась в европейских странах, ни Россия, которая стремилась не отставать от роскоши аристократического уклада Европы, не отличались экономичностью. Допустим, в начале XIX в. бронза из Франции, которую предлагали как антиквариат в одном роскошном салоне Петербурга, стоила больше денег, чем губерния могла получить за год. Бронза в России всегда была дорогой.

    В эпоху классицизма и раннего ампира произведения из бронзы изготавливались только по заказу и практически всегда были предназначены для украшения дворцов. Эти предметы роскоши выполнялись в мастерских (как принадлежащих частным лицам, как и государственных) по эскизам признанных художников и скульпторов. Отличительные особенности антикварной бронзы второй половины XIX в. обусловлены распространением бронзового литья среди широких слоев населения и концентрацией производства на небольших частных заводах. В промежутке между этими двумя эрами истории русской художественной бронзы различают краткосрочный период (1830-1840-е гг.), для которого характерно стилистическое разнообразие бронзовых изделий. Их выбор становится значительно богаче, при этом ремесленное производство впервые начинает сосуществовать с фабричными предприятиями. В те времена они именовались заведениями. В будущем фабрики вытеснят ручное производство и станут основными производителями качественного бронзового литья, ставшего сегодня антиквариатом.

    Этот многообещающий период начинается в 1829 г. первой общественной мануфактурной выставкой в Санкт-Петербурге, организованной по западным образцам. В Париже такие выставки устраивались в павильонах Лувра несколькими годами ранее. В прессе это светское событие было расценено неоднозначно. Один критик подметил, что роскошь заразительна и ведет к подражанию. Его слова не были лишены смысла: в это время на широкую ногу стали жить не только придворные, но также высокопоставленные чиновники и зажиточное купечество. Они стали приобретать антиквариат и роскошно обставлять свои дома. Число столичных салонов, торгующих предметами роскоши, увеличилось. Известные предприниматели А. Герен, А. Геде, А. Дипнер начали реализовывать продукцию своих бронзолитейных заводов в фирменных магазинах. В этом обзоре главное внимание уделено не статусным предметам, которые составляют убранство дворцов и демонстрируются в музейных экспозициях, а массовой художественной бронзе, представленной в обширном ассортименте на прилавках магазинов, расположенных на Невском проспекте, и на мануфактурных выставках 1830–1840-х годов.

    Редкий антиквариат

    Хотя именно в этот период бронзолитейные предприятия производили широкий спектр продукции, а в дело вступили новые заводы, русская бронза была немногочисленна. Сегодня купить антикварную бронзу из России непросто. Импортные изделия занимали большую часть отечественного рынка. Французская бронза стоила дешевле, чем русская, даже невзирая на ужесточенные таможенные ограничения. Национальные производители проигрывали конкурентам. Ситуация не менялась до 1880-х гг., когда вещи уже из Пруссии и Австрии стали лидерами рынка. Французская промышленность была основана на принципе разделения труда и специализации производства. Эффективность этой методики была очень высока. Франция не только удовлетворяла внутренний спрос но бронзолитейные изделия, но и поставляла избытки в другие страны. Бронза даже не успевала превращаться в антиквариат, потому что существовала традиция переплавлять не отвечающую последним тенденциям продукцию. В России дела обстояли хуже, в первую очередь из-за недостаточного количества современного оборудования. Немаловажными факторами стали и недостаток опытных мастеров, высокая стоимость бронзы и оборудования. Например, для формовки требовался особый песок, который можно было достать лишь за рубежом. Продвижение бронзолитейной промышленности у французов и русских можно проследить, рассмотрев два крупных предприятия: парижскую фабрику Ф. Барбедьена и петербургское заведение Ф. Шопена. Первый был проницательным бизнесменом и умелым организатором. Барбедьен оставил значительное наследие. На отечественном рынке антикварной бронзы нередко встречаются его фабричные изделия, пользующиеся повышенным интересом коллекционеров. Во Франции работы известного бронзовщика, несомненно, распространены еще больше. Его имя стало признанным знаком качества. В то же время продукция Шопена, которая имела широкое хождение в XIX в., заполняя дворцовые комплексы, храмы, государственные учреждения и единоличные владения, сейчас практически

    Антикварная бронза
    Антикварная бронза

    исчезла, несмотря на то, что на шопеновскую продукцию ориентировались многие мастерские того времени. Нередко на бронзовых изделиях петербургского заводчика нет клейм, из-за чего возникают трудности с идентификацией антиквариата.

    Старинная бронза на рынке антиквариата СПб

    Русская бронза, датирующаяся 1830–1840 гг., тяготела к моде, принятой во Франции (к заграничным веяниям начали прислушиваться еще в ХVIII веке). Для этого периода также характерны неостили, которые тогда называли «вкусами». Определение «вкус» затрагивало культурно-эстетические представления знати. Обладание «хорошим вкусом» было непременным условием жизни аристократов. На практике оно означало соответствие принятой среде окружения и определенному бытовому уровню, что касалось и обстановки дома. В ту эпоху царил романтизм, сменивший жесткие политические максимы. Вследствие этого вновь стали актуальными семейные ценности, а потому немаловажное внимание отводилось комфортному интерьеру. В коллекция салонов антиквариата в СПб эти произведения — не редкость. Домашний очаг отражал не только вкусы своего хозяина, но и его общественный статус. Поэтому богатые дома обставлялись дорогими вещами, порой даже не имеющими функционального значения, в том числе антиквариатом. Декоративный романтизм во всей полноте предстает на изысканных картинах Э. Гау, К. Ухтомского и В. Садовникова. Расслабляющая атмосфера городских домов и родовых имений зависела от множества мелких предметов интерьера, которые заполняли пространство и создавали ощущение достатка и изобилия. Вы с легкостью найдете эти украшения в антикварных магазинах СПб.

    Оцените статью
    Старый Петербург