Валентин Александрович Серов

    Валентин Александрович Серов
    Валентин Александрович Серов

    Мировой художественный рынок располагает  множеством полотен величайших художников. Но среди мастеров  живописи есть и такие, картины которых крайне редко появляются на арт-аукционах. К их числу принадлежит Валентин Серов. Известно, что лишь 50 его этюдов  кочуют от одного коллекционера антиквариата к другому. Остальные произведения прочно осели в музеях, престижных галереях или их трепетно  хранят в своих коллекциях  поклонники его живописи. О значении творчества Валентина Серова для  развития русского искусства  можно сказать, что путь русской живописи грани XIX-XX веков — это путь от художественного языка «Девочки с персиками» до особенностей стилистики портрета Иды Рубинштейн. Творчество  Серова довольно точно отразило развитие русской живописи конца XIX — начала ХХ веков: от реализма передвижников восьмидесятых годов XIX века, через увлечение импрессионизмом, творческие искания 1890-х, к вполне осознанному модернизму ХХ века.

    Александр Бенуа в своей книге, посвященной истории русской живописи XIX века писал: «Описывать словами прелесть  его живописи невозможно. Красочные созвучия еще менее, нежели музыкальные, поддаются описанию и определению». Александр Николаевич подчеркивал, что картины В. Серова оказывают чисто живописное впечатление, причем это впечатление очень созвучно с музыкальным, недаром Валентин Александрович — сын двух талантливых музыкантов и сам очень чутко понимал музыку.

    Семья. Родители. Учителя.

    Валентин Александрович Серов родился в семье талантливейшего композитора Александра Николаевича Серова, автора трех опер и блестящего музыкального критика. Когда композитору было 43 года, он женился на своей юной и очаровательной ученице — Валентине Семеновне Бергман. Валентина Семеновна была прекрасной пианисткой, но её гораздо больше, чем музыка увлекали идеи народничества, она зачитывалась книгами Чернышевского, Добролюбова. Серовы принимали у себя очень разношерстную публику, нередко можно было видеть, как в одном углу гостиной Александр Николаевич обсуждает с музыкантами замыслы новых сочинений, а в другом — Валентина Семеновна ведет бурную политическую полемику со студентами. Но, тем не менее, для семьи приоритетными всегда были интересы Александра Николаевича, во время его творчества дома  царила тишина. Когда Валентину Серову было шесть лет, Александр Николаевич умер. Валентина Семеновна переехала в Мюнхен.

    Именно в Мюнхене Валентин Серов встретил своих первых учителей. Сначала уроки живописи талантливому мальчику давал Карл Кеппинг. Он открыл ему сокровища старинной живописи, антиквариата, они вместе посещали мюнхенскую Пинакотеку. Затем, по совету скульптора Антокольского, Валентина Семеновна обратилась  к И. Репину, и В. Серов стал его учеником.

    Первым этапом становления творческой индивидуальности В. Серова было ученичество у Репина. И хотя Валентин Александрович всегда считал его своим учителем, научившим его азам искусства живописи, творческая манера Серова было в корне иной. Не зря Михаил Нестеров называл Серова «пасынком передвижничества», да и сам Илья Ефимович, ценя и любя своего ученика, критиковал впоследствии  многие его полотна, художественный язык которых был ему непонятен.  Хотя дружба связывала этих двух гениальных художников всю жизнь. Именно Илья Ефимович знакомит Серова с Мамонтовым. Его имение Абрамцево было тогда своего рода центром молодых, ищущих новые пути в творчестве художников.

    Второй этап связан с учебой в Академии в классе Павла Петровича Чистякова. У Чистякова была своя система обучения, в основе которой лежали принципы лепки форм при помощи выявления живописных планов. Благодаря урокам профессора, Серов расстается с широким репинским мазком, в его работах появляется мозаичность, яркость красок.

    Последний этап становления неповторимой творческой манеры В. Серова связан с антикварной живописью, учебой у старых мастеров, особенно у художников венецианской школы эпохи Возрождения. Во время своей заграничной поездки Серов много копировал старинные полотна гениальных художников, он словно бы пытался увидеть мир их глазами.

    Портреты В. Серова — сокровища антикварной живописи.

    Валентин Серов  писал «Меня ужасно интересует нечто глубоко спрятанное в человеке». Это загадочное «нечто» он искал и умел  находить, затем  блестяще отображать в своих портретах.

    Портрет банкира Гиршмана
    Портрет банкира Гиршмана

    После возвращения в Абрамцево из заграничной поездки  Серов пишет известный портрет двенадцатилетней Верочки Мамонтовой, сейчас мы знаем его как портрет «Девочки с персиками». Валентин Александрович писал, что в этом портрете он стремился сохранить свежесть живописи при полной законченности полотна, так же как у старых мастеров.

    В 1890 году Серов пишет А. С. Мамонтову, с которым был очень дружен, что только закончил два портрета. «Совсем портретчиком становлюсь» — шутил художник. Среди знаменитых портретов Серова портрет известного певца Таманьо, портрет друга и единомышленника талантливого художника К. Коровина, удивляет своей одухотворенностью портрет мастера пейзажной живописи И. Левитана.

    Валентин Александрович становится  очень популярным портретистом среди высокопоставленных особ Российской империи. Но в то же время, его побаивались, опасались его прозорливости, умения увидеть сущность характера, неподкупных оценок, упрекали, говоря, что он шаржирует модель. На что Серов всегда возражал, что никогда даже и не пытался шаржировать, «Что же делать, если шарж сидит в самой модели» — говорил он — «А я только подметил особенности характера».  У Серова никогда не было ни малейшего желания кого-либо изобличать, он просто немного заострял глубоко спрятанные черты характера. Чтобы увидеть этот эффект, стоит всмотреться в портреты банкира Гиршмана или в портреты князей Юсуповых.

     

    В то же время Серов оставил множество прекрасных и привлекательных образов, например, портрет тонкой, аристократичной Г. Л. Гиршман, словно бы сошедшей с древних фресок портрет Иды Рубинштейн и многих других.

    Конечно, диапазон дарования В. Серова был далеко не ограничен только лишь портретной живописью, он был прекрасным, тонким пейзажистом, рисовальщиком, театральным художником. Счастлив тот антиквар, которому удастся получить в свою коллекцию хотя бы этюд или рисунок этого удивительного художника. Само собой, покупка антикварной русской живописи, происходящая на антикварных аукционах — самая конкурентная и напряженная.

    Оцените статью
    Старый Петербург