Выставки «передвижников»
Новое поколение художников-пейзажистов, заявивших о себе во второй половине 19 века, принесло в искусство новые представления о роли художника в обществе и новые темы в искусстве. Впервые широкая общественность узнала об их творчестве, благодаря организации Первой передвижной выставки 1871 года, которая стала этапным событием в истории отечественного изобразительного искусства. Интересно, что самой сильной частью экспозиции представители художественной критики сочли пейзажный раздел. Достижения художников-пейзажистов расценили, как переворот не только в пейзажной, но и во всей российской живописи. Новым для российской живописи был принципиально реалистический подход к пейзажу. В отличие от романтиков, художники-передвижники изображали только родную природу, которая окружала человека в его повседневной жизни. Можно отметить явное доминирование сельского пейзажа, городской пейзаж практически отсутствует. Художники-демократы полагали, что именно среди сельской природы, в основном, и проходит жизнь народа. Произведением, в котором наиболее ярко воплотились все лучшее, к чему стремились в своих пейзажах художники-передвижники, можно назвать картину Саврасова «Грачи прилетели». Впервые зрители увидели её в 1871 году на первой выставке Передвижников. «Весна русского пейзажа» — так называли её современники.
В ней нет ни буйства стихий, ни величественной панорамы природы, ни ярких красок экзотических южных земель. В обыденном, будничном и скромном мотиве Саврасов увидел и в совершенстве смог передать поэзию и пронзительную красоту родной природы. Ученик Саврасова, И. Левитан дал очень точную оценку тому, что привнес Саврасов в русскую пейзажную живопись: «С Саврасова появилась лирика в пейзаже и безмерная любовь к родной земле». Александр Бенуа называл картину «Грачи прилетели» «путеводной звездой» для нового поколения пейзажистов. Картина, словно бы, наполнена свежим воздухом, удивительно легким и прозрачным. Нежная чистота весенних красок средней полосы России передана неярким колоритом. Главное — в этом пейзаже Саврасов передал тонкое движение собственной души. Искусством передачи своих эмоций, ощущений, мыслей, идей в совершенстве владели мастера пейзажа XIX века. Мощный талант Ивана Шишкина покорил современников умением изобразить близкую к народному идеалу силу и красоту родной земли. Для И. И. Шишкина было особенно важно точное воспроизведение всех мельчайших деталей натуры, предельный реализм. За что, впоследствии, один из художников и критиков обвинял его в излишнем натурализме и называл «фотографом». Но время расставило все на свои места, антикварная живопись И. И. Шишкина сейчас очень ценится. Тема красоты родного края разрабатывалась по-своему каждым из прекрасных мастеров пейзажа. Удивительная красота красок А. Куинджи поражает и сейчас, немного грустные, тонкие и лиричные пейзажи Ф. А. Васильева, наполненные поэзией и любовью к каждому мгновенью бытия картины В. Д. Поленова, пейзажи настроения И. И. Левитана будут радовать многие и многие поколения ценителей старинной живописи. Наверное, каждый, кто видел картину А. И. Куинджи «Ночь над Днепром» согласиться с мнением поэта Якова Полонского, который писал: «Положительно, я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, выносились такие невероятные впечатления». Не вызовет возражений и высочайшая оценка И. Крамского полотна безвременно ушедшего из жизни художника Ф. Васильева «В Крымских горах». Крамской писал: «Решительно никогда не мог представить себе, что пейзаж может вызвать такие сильные ощущения». Пожалуй, современные ценители искусства, пережив впечатления от мощных, но часто крайне деструктивной русской живописи художников модернистов, с особенным удовольствием всматриваются в пейзажи российских художников 19 века, ставшие уже безусловной антикварной ценностью.
Рубеж XIX-XX веков: символизм и импрессионизм в пейзажной живописи
В восьмидесятые годы XIX века в русской живописи еще царил реализм, но молодое поколение художников ощущало необходимость перемен в художественном языке искусства, в идеях, которые питали творчество. Это не удивительно, ветер перемен, который проник из Франции, увлекал и российскую творческую молодежь. В Париже в 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов. Как следствие новых веяний, меняется даже подход к трактовке реального мира. В отличие от стремления к непосредственному его изображению, молодое поколение художников изображало преображенную, а затем, и новую реальность. Появившееся в русском искусстве новые стили — импрессионизм и модерн нашли свое отражение и в пейзажной живописи. Первым русским импрессионистом называли Константина Коровина. Одним из пейзажей, где художник решал, прежде всего, задачу колорита, передачи перехода оттенков цветов была картина «Зима». В этом небольшом зимнем пейзаже важен не сюжет, он, скорее, предлог для творческих исканий художника. Коровин тонко передает переходы цветов, его внимательный глаз замечает малейшие изменения в тоне серовато-коричневой палитры картины. Интересно отметить рост интереса на антикварном рынке к живописи Константина Коровина. В последние пятнадцать лет было продано более 160 его полотен. И. Э. Грабарь в период грани веков также увлечен
импрессионизмом, прекрасной иллюстрацией его поисков может служить картина «Зимнее утро». Глубокий символизм характерен для изысканных, чем-то напоминающих японские гравюры пейзажей Борисова-Мусатова. Такие художники, как А. М. Васнецов, В. А. Серов, К. Ф. Юон, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Ф. Малявин вошли в активную творческую жизнь в конце XIX века и каждый из них, по-своему, искал новые пути, новый язык живописи. Живопись русских художников рубежа XIX-XX веков пользуется возрастающим спросом на антикварных аукционах. Особенно эта тенденция стала заметна, начиная с 2003 года, когда полотна пяти художников: Ф. Малявина, Б. Кустодиев, А. Архипова, М. Нестерова вошли на аукционе Сотбис в десятку самых дорогих лотов. В 1898 было организовано новое творческое объединение «Мир искусства». Российская живопись вступала в период модерна. Впереди были новые творческие находки. Сейчас, спустя более столетия, достижения русской пейзажной живописи XIX считаются прекрасными образцами антикварной живописи.