Ранние годы
Творчество Исаака Ильича Левитана оказало значительное влияние не только на русскую, но и на европейскую живопись. Его мастерство позволяло передавать тончайшие нюансы состояния и настроения, которое вызывает у человека природа. Не зря Левитана называют основателем жанра пейзажа настроения. Исаак Ильич, его учитель Алексей Кондратьевич Саврасов, художники Товарищества передвижных выставок, куда входил и Левитан, показали тонкую поэтическую красоту пейзажа русской средней полосы. Ведь некоторые представители академизма, с которыми вели творческую полемику художники-передвижники, считали русскую природу скудной и серой, предпочитая изображать средиземноморские пейзажи. Теперь антикварная живопись А. Саврасова, В. Поленова, И. Шишкина, И. Левитана может служить украшением любой коллекции.
Особая чувствительность и любовь к миру природы была характерна для Левитана с детства. Родственники будущего пейзажиста вспоминали, что он очень любил быть наедине с природой, бродить по лесам и полям, любоваться закатом или восходом солнца. Особый восторг у художника вызывала весна, он преображался и стремился как можно чаще, хотя бы на полчаса, выбираться за город. Об этих качествах характера Левитана не сложно догадаться, просто всматриваясь в его прекрасные полотна. Вспомним хотя бы его одно из лучших произведений «Весна в лесу», написанное в 1882 году и хранящееся сейчас в Третьяковской галерее. Это полотно сейчас можно считать шедевром старинной антикварной живописи. Картина передает удивительное состояние только-только пробудившейся от зимнего сна природы. Нежная зеленая трава возле ручья, только появившиеся листочки на деревьях вызывают у зрителя такое же состояние гармонии и умиротворения, в каком пребывает и природа на полотне Левитана. Склоняющиеся стебли травы и ветви деревьев над тихой водой создают тенистое пространство, в котором словно бы ощущается дыхание леса.
Преподаватель Левитана в художественном училище А. К. Саврасов не только развил дар художника у своего ученика, он обладал такой же чувствительностью к миру природы. Его ученики вспоминали, что Алексей Кондратьевич мог войти в класс и сообщить, что расцвел дуб и всем просто необходимо полюбоваться этим зрелищем. Главным наставлением Саврасова, любимого учителя Левитана, были слова «…пишите, изучайте, но главное — чувствуйте».
Своей особой душевной тонкостью, видимо, больше всего И. Левитан обязан семье. Он родился в 1860 году в небольшой деревеньке на западе Российской империи. Родители его были образованными, чуткими и добрыми людьми, отец знал несколько языков, работал переводчиком. Несмотря на то, что семья была очень небогата и крайне нуждалась в средствах, родители, заметив увлечение искусством двух сыновей, не возражали против поступления их в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Семья переехала в Москву, но когда в 1875 умерла мать, а за ней через два года и отец, материальное положение стало совсем сложным. Исаака Левитана за «успехи в искусстве» и из-за крайней бедности освободили от платы за учебу. Он учился в классе Алексея Саврасова, большое влияние на становление таланта Левитана оказал также Василий Поленов. Первые успехи в живописи и признание пришли к Исааку Ильичу довольно рано, показанная им на второй ученической
выставке картина «Осенний день. Сокольники» очень понравилась известному меценату Павлу Третьякову и он приобрел её для своей галереи. Но, к сожалению, не все благополучно складывалось с учебой, обладатель двух малых серебряных медалей, И. И. Левитан был отчислен из училища за систематическое непосещение занятий. Ему предложили диплом «неклассного» художника дававшего возможность только лишь работать учителем рисования. Исаак Ильич уезжает в славящуюся красотой своей природы Саввинскую слободу, под Звенигород. Там он создает прекрасные полотна «Мостик. Саввинская слобода», «Саввинская слобода под Звенигородом». Здесь же он знакомится с будущим знаменитым писателем Антоном Чеховым, братом его соученика по училищу Николая Чехова, эту дружбу двое талантливейших людей сохранят на всю жизнь.
Признание
После выполнения заказа Мамонтова на создание декораций для частной оперы, у Левитана появляется финансовая возможность поехать в Крым. Растущая популярность живописных полотен художника дает ему возможность поселиться в Москве, круг его общения значительно расширяется, он бывает в известных художественных салонах. На одном из приемов Исаак Ильич знакомится с Софьей Петровной Кувшинниковой, этой женщине суждено сыграть значительную роль в жизни художника. Она сумела окружить художника заботой и вниманием, всячески поддерживая крайне неуравновешенного по характеру Левитана в трудные минуты. Весьма эксцентричная и независимая дама, Софья Петровна была замужем и значительно старше Левитана, но, видимо, она очень любила этого грустного, неуравновешенного человека и гениального художника.
В этот период жизни Левитан создает одно из своих наиболее известных полотен «Березовая роща». На нем изображена залитая солнцем густая зеленая березовая роща. Именно эту картину называют блестящим образцом русского импрессионизма. В ней удивительно достоверно и живо передано сиюминутное состояние пронизанной солнцем и светом березовой рощи, летней изменчивой природы России.
Творческий путь Исаака Ильича был очень сложным, личные драмы, материальные сложности отнюдь не способствовали укреплению его здоровья.
Настоящее признание приходит к Левитану в 1896 году. На международной выставке в Цюрихе с большим успехом экспонировались его работы. Для европейцев был полной неожиданностью и даже потрясением уровень развития пейзажной живописи в России. Многие работы Левитана были приобретены Третьяковым, у художника появляется возможность уехать за границу, он посещает Финляндию.
В 1898 году Академия художеств присудила Левитану звание академика. Спустя двадцать пять лет после того, как Левитан покинул стены училища с обидным званием «неклассного» художника, его пригласили руководить пейзажной мастерской. Здесь же работает его любимый учитель Василий Поленов, друг Валентин Серов. Левитан полон идей и творческих планов, но давняя болезнь сердца дает о себе знать. В 1900 году Исаак Ильич умирает от ревматического миокардита, не дожив всего лишь несколько дней до сорокалетнего возраста.
Творческий путь И. И. Левитана был нелегок, признание и материальная стабильность пришла к нему слишком поздно, когда здоровье его было уже подорвано. Сейчас русская антикварная живопись XIX века, особенно пейзажная, пользуется большим спросом на рынке антиквариата. Живопись русских художников девятнадцатого века, и И. Левитана в частности, оценивается в десятки раз дороже, чем работы зарубежных авторов тех же школ. Видимо, действительно прекрасная живопись начинает по-настоящему цениться только спустя столетия, приобретая статус антиквариата.