Тяга к прекрасному
Если мысленно окинуть взором историю развития человеческой культуры, то нельзя не заметить очевидный факт: с самой глубокой древности и по сей день люди тяготеют к художественному творчеству. А ведь ни в одном древнем или современном обществе, живущем по своим политическим, религиозным, социальным законам, занятие искусством — создание и потребление художественных ценностей — не являлось обязательным. Не может ли показаться парадоксальным, что дорогостоящее, не обладающее явной «полезностью» искусство, существует во все времена, в любом обществе и сила влияния его на человека просто поразительна. Конечно, антикварная живопись — прекрасное украшение интерьера, но это далеко не единственная роль, которую живопись играет в нашей жизни.
Искусство вообще и живопись в частности дарит нам эстетическое наслаждение, является одной из форм познания окружающего мира. Живопись помогает человеку приблизиться к истине, которая не поддается простой логической формулировке. Причем художественная ценность произведений живописи никак не зависит от степени её древности: росписи на стенах пещеры Ласко, сделанные двадцать-тридцать тысяч лет назад первобытным охотником не менее совершенна, чем живопись художников последующих эпох. Совершим небольшое путешествие в историю антикварной живописи.
Одной из основных причин возникновения живописи обычно называют присущее человеку стремление к красоте, к радости творчества. Но для первобытного художника живопись была еще и магическим обрядом. Древние охотники верили, что пронзив стрелой нарисованного зверя, они смогут обеспечить себе успешную охоту. Когда в конце XIX века были открыты росписи пещер Ласко, Альтамира, люди не могли поверить, что эти чудесные рисунки были созданы человеком палеолита. Например, рисунок бизона из пещеры Альтамира. Твердость руки и зоркость глаза древнего мастера, свободная эскизность и экспрессия позволяли сравнивать изображение бизона в пещере Альтамира с живописью импрессионистов.
О живописи Древнего Египта можно судить по росписям и рельефам на стенах храмов, в захоронениях фараонов, они неплохо сохранились, благодаря сухому климату. На протяжении тысячелетий существования этой удивительной древней цивилизации, каноны искусства её оставались неизменными, подчеркивая незыблемость и неизменность данного богами мироустройства. Верхняя часть торса человека всегда изображалась в анфас, ноги, голова и руки – в профиль. Прием изображения перспективы не использовался, поэтому пейзажи древних египтян были несколько похожи картографические планы местности. Но изящество, мастерство и красота древних росписей до сих пор вдохновляют художников. Например, создатели стиля арт-деко многие свои идеи в области декоративного искусства заимствовали именно из живописи Древнего Египта. После многочисленных открытий археологов в начале ХХ века произведения древнеегипетского искусства попали в европейские музеи и частные коллекции. Древнеегипетский антиквариат очень ценится коллекционерами.
О живописи Древней Греции нам приходится судить по литературным источникам, сами живописные полотна, к сожалению, не сохранились. Известно, что в городах Сикионе и Фивы существовали академии живописи. В каждой из академий были свои традиции преподавания, свои, в совершенстве разработанные приемы живописи. О степени совершенства древнегреческой живописи можно судить по дошедшему до нашего времени рассказу о споре двух художников – Зевксисе и Паррасии. Решая, кто из них более совершенный художник, каждый нарисовал свою картину. Зевксис изобразил виноградную гроздь настолько хорошо, что пролетавшие птицы пытались клевать ягоды с живописного полотна. А Паррасий написал занавеску, которую Зевксис попытался отодвинуть, даже не догадавшись, что это изображение её, а не сама ткань.
Правда, об искусстве античных живописцев можно судить по ярким, прекрасным росписям Кносского дворца. Исчезнувшая в незапамятные времена Крито-Микенская культура обладала прекрасным искусством, фрески Кносского дворца, изображавшие изящных придворных дам (их археологи называли «парижанками»), царя-жреца, цветы — до сих пор поражают своим совершенством.
Антикварная коллекционная живопись
Но европейская живопись в нашем современном понимании её сформировалась, конечно, в эпоху Возрождения. Антиквариат, живопись этой эпохи предмет мечтаний любого коллекционера. Такие титаны живописи, как Джотто, Микеланджело, Боттичелли, Мантенья, Беллини, Тициан, Леонардо да Винчи создали непревзойденные по мастерству живописные полотна. После глубоко религиозного христианского искусства Средних веков новшеством было использование сюжетов античной мифологии, появилось нерелигиозное, секулярное искусство. Радость жизни, восхищение красотой столь характерные для мировосприятия людей Ренессанса, ярко воплотились в картине Сандро Боттичелли «Венера». Эта картина Боттичелли была создана по заказу Козимо де Медичи и предназначалась для виллы Кастелло, сейчас полотно хранится в галерее Уффици. Художник показывает античную богиню красоты в блистающей наготе, окутанную сияющими золотистыми волосами, только что рожденную из моря, она приближается к берегам Тосканы. В правой части композиции богиня весны встречает Венеру, протягивая ей украшенный маргаритками плащ. Её распущенные волосы развеваются на ветру и сплетаются с листьями лавра – символом бессмертия. В левой части композиции – Зефир и Флора. Зефир создает ветер, подталкивающий раковину со стоящей на ней Венерой, к земле. Флора разбрасывает розы – символ богини любви. Современники Боттичелли узнавали в образе богини Весны красавицу Симонетту Веспуччи – возлюбленную Джулиано Медичи. Но только иллюстрацией сюжета античного мифа подтекст картины не исчерпывается. Флорентийцы, современники художника легко прочитывали еще одно значение этой антикварной картины: человечество высаживается на берег, который его принимает, человечество входит в цивилизацию. Художники Возрождения часто вкладывали в свои полотна несколько уровней смыслов. Например, внимательный зритель заметит, что раковина с сияющими створками, на которой стоит Венера, относится к одному из видов морских гребешков. Такую раковину называют «раковиной святого Иакова», она связана со сказаниями о жизни одного из самых почитаемых христианских святых. Раковину также считали символом бессмертия. Паломники, идущие поклониться мощам святого Иакова в Сантьяго-де-Компостелла, прикрепляют к своей шляпе или одежде такую же раковину. Греко-римский миф переплетается с утонченной христианской символикой, создавая множество ассоциаций. Возможно, бессмертие – та идея, которая связывает сказания о святом Иакове с «Рождением Венеры», одним из самых прекрасных шедевров мировой живописи.
На смену оптимистичному и рациональному искусству Возрождения приходит динамичное, пышное и иррациональное искусство Барокко, которое затем сменяет строгий и гармоничный Классицизм. Художники эпохи Романтизма удивительно тонко передавали внутренний мир человека. Художники-импрессионисты, отвергая каноны академической живописи, стремились запечатлеть на своих полотнах быстротекущее мгновенье. А их умение передать субъективное впечатление от красоты окружающего мира подготовило почву для модернистских направлений живописи начала ХХ века. Но в каком бы стиле, в какой технике не работал бы художник, встреча с настоящей живописью всегда помогает открыть зрителю нечто новое, до сих пор неизведанное.