Константин Алексеевич Коровин

Первый русский импрессионист

Константин Алексеевич Коровин
Константин Алексеевич Коровин

Константин Алексеевич Коровин – один из известнейших русских художников конца XIX – начала ХХ века.  Его называют первым русским импрессионистом.

Живопись Коровина, его творческий метод, сама его личность по-прежнему вызывают острый интерес и даже споры. Выставки-ретроспективы его картин, антикварные живописные полотна в экспозициях музеев всегда привлекают множество посетителей.  О нем не судят равнодушно-почтительно, как о мэтре-классике. По этому  эмоционально- восторженному, а иногда критическому отношению видно, что его воспринимают скорее, как современника, чем как художника давно ушедшей эпохи.  И эта особенность может служить наивысшей оценкой творчества художника. Его полотна особенно ценятся на рынке антиквариата.

Если подойти внимательно к изучению биографии и творчества Константина Алексеевича, то можно с удивлением обнаружить, что этот виднейший художник начала ХХ века является и одним из самых загадочных из них. По многим фактам биографии у исследователей его творчества нет единого мнения, например, по поводу даты первой  поездки за границу или времени создания наиболее выдающихся полотен («У балкона», «портрет Т.С. Любатович»). Некоторые исследователи оспаривают даже  авторство Коровина серии автобиографических очерков, впервые опубликованных в Париже. Известно, что Константин Алексеевич был не только замечательным художником, но и талантливым писателем. Его мемуарами «Константин Коровин вспоминает» и сейчас зачитываются многие любители искусства. Современники называли Коровина  «веселым эпикурейцем» и «душой нараспашку», но многие годы знавший его проницательный А.Н.Бенуа писал: «Сколько в нем было прелести, природного прельщения! Он притягивал к себе, и так хотелось ближе с ним сойтись. В тоже время он сам никому «не давался» вполне, он уходил в свою скорлупу, но делал это, я бы сказал» с грацией, с обескураживающим юмором».

Родился Константин Алексеевич 11 ноября 1861 года в Москве. Отец – Алексей Михайлович происходил из семьи богатых купцов-старообрядцев традиционно занимавшихся ямщицким извозом. А затем и владеющими  извозчичьими трактами до Ярославля и Нижнего Новгорода. Семья была довольно состоятельной, но появление железных дорог сделало ямщицкий извоз ненужным, семья разорилась, и  Коровины жили очень скромно. Мать – Аполлинария Ивановна была из рода  дворян Волковых, она была музыкально одаренным человеком, прекрасно играла на арфе. И мать, и отец хорошо рисовали, друзьями семьи были известные художники Л.Л. Каменев и И.М.Прянишников. Художественная атмосфера семьи, одаренность Сергея и Константина Коровиных вдохновила братьев на поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавателями там тогда были прекрасные художники А.К.Саврасов, В.Г.Перов. Вторая половина девятнадцатого века была в России временем художников  «передвижников». Из-за влияния их  творчества ценилась сюжетная живопись, бытовой жанр. Пейзаж считали менее актуальным жанром, но именно он увлекал юного художника. Такие учителя как А. Саврасов, В. Поленов помогли научиться видеть природу, писать пейзажи. Именно от В.Поленова Константин Коровин впервые услышал об импрессионистах. Когда Василий Дмитриевич впервые увидел картины Коровина, он спросил: «Вы импрессионист?» Но тогда Константин Коровин еще даже не знал об этом направлении живописи, особое ощущение света и цвета, стремление передать мгновенье было внутренне присуще ему. Лишь несколько позже, в Петербурге художник  увидел работы художников-барбизонцев: Добиньи, Коро.

В 1883 году им был написан «Портрет хористки». Гармония чистых красок, блики света на платье и шляпке, игра воздуха и света на лице придавали девушке необъяснимое очарование. Коровиным была блестяще решена задача изображения модели в изменчивой и живой свето-воздушной среде. Правда, этот портрет настолько выходил из рамок привычной для того времени живописи, что даже В.Поленов посоветовал своему любимому ученику никогда не выставлять её.

Незадолго до окончания Коровиным училища В.Поленов познакомил  его с меценатом С.И. Мамонтовым. Так Константин Алексеевич стал членом Мамонтовского или Абрамцевского кружка, объединявшего талантливейших художников и любителей искусства. Под влиянием интереса к традициям русского искусства, театральному искусству  характерного для членов Абрамцевского кружка, Коровиным была написана картина «Северная идиллия». Художник также активно занимался театрально-декорационным искусством. Он становится ведущим декоратором Русской частной оперы С.Н. Мамонтова в Москве. Живая, творческая и новаторская атмосфера, характерная для артистов этого оперного театра, преимущественно молодежного по своему составу, воплощена в портрете Татьяны Любатович, ведущей солистки  театра.  Кстати, история создания портрета Любатович неясна. Портрет никогда не выставлялся при жизни художника, не упоминался им в переписке или мемуарах. О нем стало известно широкой публике только с 1926 года.

Конец 80-х годов XIX  века – период признания достижений Коровина. Появляются прекрасные полотна «У балкона. Испанки», «За чайным столом», «В лодке», «Улица во Флоренции», «Настурции». Коровина пригласили стать членом нового художественного объединения «Мир искусства».  Картина Коровина «За чайным столом» получила вторую премию  в номинации «жанровая живопись» на конкурсе Московского общества любителей художеств. Этот конкурс был своего рода смотром работ представителей новейшего русского искусства. Тогда же в 1888 году первую премию за портрет получила картина В. Серова «Девочка с персиками». Полотно Коровина вызвало много споров: его новая, импрессионистическая манера живописи, стремление к выявлению в  изображаемой натуре сиюминутного, но также и характерного озадачивала даже коллег-художников, не говоря уже о критиках. Константину Алексеевичу приходилось и впоследствии сталкиваться с непониманием его творческого метода некоторыми представителями художественной критики. Большим успехом пользовался проект художника, сделанный им в 1899 году для Международной выставки в Париже. Это был проект Кустарного отдела России, он был выполнен  в стиле русского северного деревянного зодчества, которое так увлекало  Коровина, когда он путешествовал по Северу России.

90-е годы были временем творческих исканий, трудов и достижений. Константин Алексеевич успевал работать в театре, преподавать в Строгановском училище и училище живописи, там он вел портретно-пейзажный класс. Коровин проектировал мебель, занимался живописью, делал эскизы для обоев и вел активную светскую жизнь. Особенно современники отмечали удивительное искусство художника в оформлении опер «Садко», «Фауст», «Конек-Горбунок». С 1903 года  Константин Алексеевич – художник Большого театра, с 1910 года – главный декоратор и консультант Московских императорских театров. Тем не менее, он успевал работать и как живописец. В это время были созданы полотна: «Бульвар Капуцинов», «Гурзуф», «Парижские огни», «Весна», «Портрет Шаляпина», «Лунная ночь. Зима», «Зимний пейзаж».

Русская живопись на рынке антиквариата

Первое десятилетие ХХ века – время широкого признания  творческих достижений К.А.Коровина. Но Первая Мировая война внесла свои коррективы, и Константин Алексеевич  отправился на фронт, он служил консультантом по маскировке, бывал на передовых. В эти же тяжелые годы произошел несчастный случай с сыном Коровина, мальчик стал инвалидом. Все эти события подорвали здоровье и самого Константина Алексеевича. Он переезжает с семьей в Крым. И, конечно, продолжает работать над новыми полотнами. Новые городские пейзажи, натюрморты, жанровые сценки свидетельствуют о расцвете мастерства художника. Константина Алексеевича связывала крепкая и давняя дружба  с Ф. Шаляпиным, из Крыма он писал Федору Ивановичу  «Я много работаю, ищу в живописи иллюзию и поэзию, желая уйти от внешнего мастерства».

В 1923 году К.Коровин с семьей уезжает за границу, во Франции он надеется вылечить сына, также есть перспективы организации персональных выставок. Но картины художника похищают, Коровину приходится выполнять даже недорогие заказы, чтобы поддержать семью.  За границей  Константин Алексеевич провел пятнадцать лет. Об этих годах жизни художника известно немного. В Парижских газетах русской эмиграции он публикует свои очерки о России, пишет картины, выполняет заказы театров Европы и Америки. Уходит из жизни К.А. Коровин в 1939 году.

Оцените статью
Старый Петербург