Буйство красок
«Варварская драка красок» – так Александр Бенуа описывал работы Бориса Михайловича Кустодиева. Пестрые, яркие картины, рассказывающие о быте, о повседневной рутинной жизни в самых веселых, игривых тонах не могут оставить равнодушными и современных критиков. Тем более что Кустодиев – один из немногих российских художников, очень быстро достигших славы. Отдавая предпочтение портретам в самом начале своей карьеры, впоследствии он предпочитал писать жанровые композиции о мещанском и купеческом быте. Именно пестрота его русских ярмарок, самобытных сел с русскими богатырями и сильными типажами русских женщин так впечатлили Александра Бенуа. Утонченные натуры не вызывали у Кустодиева сильного восторга, как следствие – он не мог передавать их столь красочно и пестро, как свои «глазастые ситцы». Впоследствии, он обратился к революционной тематике, создавая плакаты и картины с выраженным политическим оттенком. Представители прессы и заказчики очень быстро оценили его особенную манеру письма в любом из жанров.
Самой главной работой Кустодиева на тему крестьянского быта, признают картину «Купчиха за чаем». Аукционный дом MacDougall’s выставлял ее на торги в 2011 году. Это вызвало настоящий ажиотаж среди коллекционеров. Руководители MacDougall’s непосредственно перед торгами устраивали показы этой картины в столицах Англии и Украины, специально, чтобы подогреть и без того накаленные страсти. Предварительно оценив полотно в £1,2-1,8 млн, антикварный аукцион MacDougall’s сделал ее топ-лотом русских торгов в Лондоне. Тонкая ирония, выраженная в буйстве красок «народного стиля», делает полотно «Купчиха за чаем» самым узнаваемым среди других картин Кустодиева. Эта картина по праву является шедевром антикварной живописи.
Среди революционных картин художника выделяют полотно «Большевик», изображающее гиганта с огромным знаменем алого цвета, шагающего по бунтующему городу. Как и большая часть картин Кустодиева, это полотно находится в музее (Третьяковская галерея). Изредка попадая на аукционы, его работы привлекают всеобщее внимание, что зачастую не идет им на пользу. Так было с картиной «Одалиска».
История антикварной живописи
История этого полотна началась в 1989 году, когда оно было реализовано за $34 000. Спустя 16 лет, его стоимость на ноябрьских торгах Christie’s составила $2,9 млн. Это был самый дорогой лот аукциона. Стоимость картины превысила заявленную в 7,6 раза. Таким образом, к 2005 году она превысила начальную
цену в 85 раз.
Кустодиев создал много работ подобного сюжета. Но у коллекционеров полотно «Одалиска» именуется не иначе как «Обнаженная в интерьере». Такой небывалый подъем в ее цене они объясняют повышением интереса российских коллекционеров к отечественному искусству, заметно выросшему за последние 20 лет. К слову, приобрел картину «Одалиска» владелец фонда AuroraFineArtsInvestment Виктор Вексельберг. И именно он подал в суд на торговый дом Christie’s, заявив, что данное полотно – подделка. Это был уже 2009 год. К этому времени у Вексельберга уже находились экспертные заключения Третьяковской галереи, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Грабаря и Русского музея о недостоверности полотна. Аукционный дом в целях поддержания своего престижа заявил, что с должным вниманием относится к полотнам, которые реализует и всячески проверяет их на подлинность.
Борис Кустодиев – один из немногих русских живописцев, за чьи полотна на аукционах коллекционеры отдают более чем $1 млн. Это означает лишь одно – интерес к его живописи лишь подогревается с каждым годом.