Шрамы украшают?
Некоторые ценители антиквариата утверждают, что повреждения, которые приносит старинным иконам время, лишь украшают их, как шрамы украшали матёрых воинов прошлого. Вопреки подобным утверждениям, с тех самых пор, как подобные символы веры стали предметами коллекционирования, практически ни одна старинная икона не обходилась без реставрации. По кропотливости и сложности этот труд равнозначен ювелирному мастерству, да и стоимость сохраненных подобным образом творений искусства сопоставима с драгоценными изделиями.
Первоначальные каноны реставрации диктовали, конечно, музеи. Для них самым главным было и остается сохранение древних икон в том виде, в каком они были найдены. Реставраторы снимают загрязнения, подправляют всевозможные разрушения, но не вмешиваются в структуру предмета так сильно, как это происходит при коммерческой реставрации. Последней необходимо, чтобы русская икона приобрела товарный вид, и представляла собой именно то изображение, которое сотни лет назад нанес художник. Как правило, это означает полное уничтожение следов глубокой старины, восстановление первоначального образа любыми способами особенно, если памятник древности сильно поврежден.
Старинные иконы создавались по определенному принципу. Их основные составные части сплошь из натуральных материалов – дерево, паволока (грубая льняная ткань), природные краски, олифа. С точки зрения безопасности иконы, как старинного предмета, это не очень хорошо, ведь есть большой риск атаки микроорганизмов. Всевозможные бактерии, плесень, мелкие насекомые, грибки, – лишь некоторые из возможных сигналов для срочной реставрации.
Берегите старинную икону
Другой случай – неправильные условия хранения. Некоторые иконы снимаются со стен храмов крайне редко, некоторые – наоборот, могут подвергаться повышенной влажности, сырости, осадкам и всем другим погодным условиям во время некоторых религиозных обрядов. К примеру, на Пасху или Рождество, когда святые образа непременно выносят на улицу. Смена температурного режима не может пройти незаметно для хрупких предметов старины. Сушка, производимая впоследствии с нарушениями необходимых правил, могла привести к вздутиям грунта, появлению щелей между досок, вызвать шелушения красочного слоя. Подобный эффект настигал и иконы, хранившиеся в помещениях с отсутствием вентиляции. Такие необорудованные комнаты наверняка привносили в сложные конструкции икон некоторые лишние элементы – плесневые грибы, бактерии красок и связующего грунта и т. д. Первостепенная задача реставраторов – ликвидировать подобные явления, и только затем приступать к другим этапам восстановления.
Реставрация антиквариата
Помимо указанных «штампов прошлого», на древних иконах, как и во всех предметах антикварной живописи, встречаются повреждения механического происхождения, а также повреждения, вызванные загрязнениями поверхности. Стоит упомянуть, что урон, наносимый безграмотным вмешательством в мир древнего искусства дилетантами в реставрационном деле, сопоставим по размерам со всеми другими факторами повреждений икон. Таким образом, с антикварными иконами могут проводиться следующие реставрационные работы, в зависимости от их повреждений: восстановление доски-основы, левкаса, позолоты, реставрация красочного слоя, консервация.
Мастер обязан рассказать клиенту о предстоящих реставрационных работах и о том, каким образом будет достигнуто «оживление» иконы. Качественная работа не может в наше время стоить дешево, но цена должна быть установлена только после того, как реставратор укажет на все нюансы, затрагивающие ваш древний шедевр. Реставрация – сложный процесс, она требует особых затрат времени, внимания, знаний и навыков. Но если вы твердо решили спасти очередной предмет старины – этот путь ваш.