Иконописная живопись

    История икон

    img_0530
    Икона «Святой Алексий», золочение, псевдоэмаль, масло; 30,5 х 26 см

    Согласно тайным законам жизни, именно в недрах темного средневековья зародилось такое светлое искусство живописи, как иконопись. Можно сколь угодно удивляться закономерностям и причинно-следственным связям, приведшим к его появлению, но от первого изображения рыбы до настоящих икон прошло не так уж много времени. Почему мы упомянули рыбу? Изображение этого существа наши давние предки считали своеобразным символом Христа. Ведь греческое написание слово «рыба» содержит в себе пять букв, каждая из которых является заглавной буквой изречения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».
    Когда первые христиане, опасаясь гонений язычников, собирались в пещерах и катакомбах Рима для совершения богослужений, они также использовали в качестве икон изображения Иисуса Христа в виде доброго пастыря, а также агнца. Эти символы наносились на стены пещер, всевозможные предметы быта и служили знаком, что тут собираются верные одной идее люди. К слову, многие из первых христиан сами были против прямого изображения Иисуса, считая невозможным отражать светлый лик своего Бога на бренной поверхности Земли.

    С самых первых дней зарождения христианства, когда оно еще подвергалось гонению со стороны язычников, и до 842 года нашей эры иконопись переживала тяжелые времена. Поклоняться иконам периодически то строжайше запрещалось, то милостиво разрешалось. И только 18 февраля 842 года царица Феодора повелела чтить изображения святых повсеместно. Это был необходимый шаг, потому что, как и любой запрет, отрицание ликов святых влекло за собой противоположный эффект – простой народ всячески старался изобразить свое Божество.

    Первые иконы содержали не только лик Иисуса Христа. Святая Троица, Ангелы, святые – все это считалось объектом поклонения, и, соответственно, выявлялось новыми и новыми изображениями. И если сначала все указанные выше отражения веры и светлой надежды носили спонтанный характер, не имели строгих правил изображения на холсте, в отличие от традиционной живописи, то, со временем, иконопись приобретает характерные черты и каноны, весьма обязывающие всех последующих иконописцев.

    Законы иконописи

    Среди правил иконописи особенно интересно полное отсутствие перспективы – предметы, находящиеся дальше, будут изображаться большими, чем те, что находятся на переднем плане, в том случае если они несут большую смысловую нагрузку. На одном холсте могут соседствовать события, произошедшие в разное время в разных местах. Совершенно отсутствуют тени – ведь светлый лик Христа не может нести тень. Интересно, что к особенностям создания иконы относят ее непременное создание из натуральных материалов. Липовая доска, специальная ткань – «паволока», сверху алебастровый или меловой грунт, яичная темпера и, наконец, покрытие натуральной олифой.

    Все эти исторические особенности придают иконе особенный характер, который не может остаться незамеченным современными ценителями. Вероятно, именно поэтому покупка и продажа антикварной иконописи приобрела сегодня широкий масштаб. Глубоко верующие или же просто знатоки искусства ни за что не смогут обойти столь древнее и светлое порождение времени. Самыми ценными среди посетителей аукционов считаются предметы русской иконописи, взявшей свое начало в византийских произведениях. Но и более старые изображения Иисуса Христа и святых не смогут оставить кого-либо равнодушным. Арт-рынок чтит религиозные убеждения своих посетителей, отдавая должное целому пласту исторических событий и их невольных свидетелей – древних икон.

    Оцените статью
    Старый Петербург