Плачущие старинные иконы
Когда в одном небольшом городке на моей малой Родине стали плакать иконы, в этот город началось настоящее паломничество. Люди съезжались со всей страны, из всех уголков – только бы застать чудо, прикоснуться к нему, утвердится еще раз в своей вере и отправится с благословенным пузырьком мирра к себе домой. По прошествии времени выяснилось… молодой батюшка означенного прихода был в прошлой жизни по образованию химиком, и, в результате нехитрых манипуляций, «заставил» старинные иконы плакать. Тем не менее, о большом разочаровании скоро забыли, батюшку перевели куда-то подальше, а горожане зажили обычной суетной мирской жизнью. Сейчас подобным можно еще возмутить, но удивить кого-либо – вряд ли. То ли дело лет двести назад…
С тех самых пор, как лик на Туринской плащанице стал едва ли не главным свидетельством чуда существования Иисуса Христа, людям не давала покоя мысль о постоянном преклонении перед совершенно особыми образами, символизировавшими их веру. Поначалу изображать спасителя было строжайше запрещено. Точно такой же закон до сих пор действует у мусульман. Иконоборцы выступали с требованиями запретить всякие образы, чтобы не возникло идолопоклонничества. Однако их оппоненты защитили светлую идею изображения своего духовного настоятеля – теперь ни одна церковь не обходится без иконы.
История икон
Более того, антикварные иконы долгое время благословляли христиан в военных походах. Казанская Божья матерь, Владимирская Богоматерь и многие — многие другие провожали на ратные подвиги сотни русских людей. На протяжении всей истории верующие русские люди постоянно обращались к заступничеству Богоматери через Ее иконные образа. Эта традиция укрепилась и в свадебных обрядах. Помимо родительского, молодожены обязательно должны получить еще и «высшее» благословение, именно поэтому их кортеж принято обносить иконой Божьей матери.
Кстати, если вернуться к чудесам, то все военные операции, начинавшиеся с благословения Владимирской Богоматерью, всегда оканчивались весьма удачно для тех, кто просил у нее заступничества. Так было и во времена наступления бесчисленных войск Тамерлана, когда святую икону десять дней с молебнами несли на руках из Владимира в Москву. Так было и во время блокады Ленинграда, когда буквально через несколько дней после того как эту икону пронесли по городу отчаявшиеся жители, немцы прекратили осаду.
Многие иконы по рассказам очевидцев просто появлялись в том или ином месте, предупреждая об опасности, многие после этого становились настоящими символами городов, в которых были найдены. А некоторые чудесным образом оставались целыми после страшных пожаров. Так или иначе, воплощенные в ликах святых, идеи мира, добра и христианской любви не дают современным последователям Христа взглянуть на икону просто как на предмет. Это непременно уважаемая и почитаемая часть жизни, заслуживающая самого достоянного обращения. Именно поэтому в русских избах раньше для икон устраивали специальный «красный угол». Вместе с тем для христианина икона всегда представляла нечто несоизмеримо большее, чем обыкновенное изображение: она представляет собой святыню, носящую Божью силу и благодать. Аналогичными качествами обладают крест, мощи и одежда святых. Православные христиане веруют, что посредством материального предмета молящемуся открывается нематериальная Господня благодать. Именно поэтому христианин в молитве обращается не к изображению на иконе, а к духовному источнику благодати, освятившему указанный предмет.
У истоков иконописи стояли многие маститые живописцы различных школ живописи (Новгородской, Тверской, Ярославской, Московской и т. д.), вероятно, именно поэтому иконы являются наибольшим культурным достоянием к настоящему времени и, почти наверняка, будут повышать свою высокую духовную роль день ото дня.