Поленов. Бабушкин сад

Живопись передвижников: взгляд через полтора столетия

Товарищество передвижных выставок

Мясоедов. Земство обедает

Мясоедов. Земство обедает

Творческое объединение художников «Товарищество передвижных выставок» не только определило пути развития русской живописи XIX века, благодаря передвижникам сформировались традиции русской реалистической школы. Во второй половине XIX века безраздельно царящее академическое искусство теряет свою актуальность. Молодые талантливые художники стремятся создавать реалистические полотна, близкие и понятные всем социальным группам. Их интересуют сюжеты, взятые из современной им жизни, а не исключительно из античной и библейской мифологии. Художников — передвижников волновало биение пульса современности, а не салонный антиквариат, который так напоминала им живопись академистов.
Но, как и все новое в искусстве, творчество молодых художников далеко не всегда принималось и понималось современниками. Скульптор М. Микешин писал: «Страшно за искусство, когда нравственная тина будничной жизни, во всей из отвратительности, лелеются новейшим поколением художников и служит предметом их любви и восторгов. И так как подобное содержание картины несравненно знакомее, доступнее и занимательнее Илиады, Одиссеи и истории, то и понятно, что такой живой действительности тысячи рукоплещут, а молодые художники, одобряемые этим легким успехом, отыскивают в запуски сюжеты, один одного грязнее. Спрашивается, кто решится продать или подарить такую картину в порядочное семейство».

На самом деле именно неравнодушие к судьбам современников побуждало передвижников изображать не самые радостные картины жизни. Их вдохновляли идеи народничества. Художники-передвижники занимались просветительской деятельностью, организовывали передвижные выставки.

Теперь, спустя полтора века, особенно очевиден взлет российской живописи во второй половине XIX века. Любой коллекционер антиквариата сочтет украшением своего собрания картин антикварную живопись этого периода времени. Наполненная какой-то щемящей грустью и от этого еще более прекрасная пейзажная живопись И. Левитана, исторические полотна В. Сурикова, библейские сюжеты В. Поленова, бескомпромиссные в изображении реалий жизни простых людей полотна В. Перова — теперь эта антикварная живопись является сокровищем российского искусства.

Идея создания Товарищества передвижных выставок принадлежала художникам Г. Мясоедову, И. Крамскому, В. Перову, Н. Ге, а вдохновляющим примером можно считать артель художников, которую еще в 1863 году создали юные бунтари — четырнадцать выпускников Академии художеств. Они потребовали у руководства Академии возможности писать конкурсную картину на свободную тему, а не на традиционно-стандартную мифологическую. Стремясь к идейной и экономической свободе, они первыми стали устраивать самостоятельные выставки, но к концу 60-х годов артель фактически распалась.

Маковский. Варят варенье

Маковский. Варят варенье

Устав Товарищества передвижных выставок в 1870 году подписали братья Маковские, Крамской, Корзухин, Прянишников, Перов, Шишкин, Саврасов, Якоби, Мясоедов, Ге, Лемох, Клодт, Каменев. Своей целью участники художественного объединения ставили: предоставление возможности жителям провинций России знакомиться с произведениями русского искусства и следить за его развитием, создание условий и возможностей для художников продажи своих произведений, содействие развитию любви к искусству в русском обществе.

Помощь П. М. Третьякова

Но как бы ни были благородны замыслы этих талантливых художников, признание к ним пришло не сразу. В ситуации необходимости продажи своих работ, художникам-передвижникам огромную помощь оказал известный меценат, коллекционер антиквариата Третьяков.

А. Новицкий в своей книге о передвижниках писал о роли П. М. Третьякова «Можно почти без преувеличения писать, что не будь П. М. Третьякова почти все картины должны были оставаться в мастерских у художников, а при таких условиях, никакой талант, никакие похвалы газетных рецензентов не могли бы ничего сделать. Да и в публику не так скоро могло бы проникнуть понимание и вкус к этим картинам, если бы она могла их видеть только на выставках».

Небольшая вначале существования объединения коммерческая успешность их живописи объяснялась довольно просто, при большом художественном мастерстве, живопись передвижников отнюдь не могла служить просто украшением интерьера. Для картин передвижников был характерен обостренный психологизм, стремление к типизации, довольно часто звучащие трагические нотки, реализм на грани с натурализмом, четкая социальная направленность.

Поленов. Бабушкин сад

Поленов. Бабушкин сад

Так впервые в истории русского искусства впервые возникло мощное художественное объединение единомышленников, способное оказывать серьезное влияние на развитие художественной жизни в стране. Расцвет деятельности передвижников приходится на 70-80-е годы XIX века. В разные годы существования Товарищества в него входили такие великолепные художники, как Васнецов, Суриков, Левитан, Куинджи, Репин и многие другие.

Сейчас, в XXI веке, когда художественная жизнь человечества пережила опыт мощной, но часто дисгармоничной модернистской и постмодернистской живописи, старинный антиквариат, живопись художников XIX века кажется островком стабильности и безмятежности в современном бурном и конфликтном мире.