Василий Дмитриевич Поленов

Василий Дмитриевич Поленов

Поэт живописи

Василий Дмитриевич Поленов

Василий Дмитриевич Поленов

Василий Дмитриевич Поленов принадлежит к блестящей плеяде русских художников второй половины XIX века, своеобразие его творчества заключается в удивительном разнообразии проявления художественного дара. Поленов был мастером исторической живописи и пейзажа, автором картин на бытовые сюжеты и театральным декоратором, прекрасным архитектором и помимо всего этого обладал замечательным голосом и талантом композитора. Если попытаться в двух словах выразить сущность его творчества, то Василия Дмитриевича можно назвать «поэтом живописи». Поленов вошел в Товарищество передвижных выставок в 1879 году, и был одним из активных участников этого объединения художников, но его творческое кредо несколько отличалось от позиции большинства передвижников. Он по-своему понимал идею общественного служения, полагая, что его гражданский долг заключается в эстетическом просвещении народа, Василий Дмитриевич считал, что искусство должно, прежде всего, нести радость и красоту людям. Возможно, именно эта жизнеутверждающая позиция мастера послужила одной из причин популярности его полотен на современном рынке антиквариата. Например, недавно на аукционе Bonhams два шедевра Поленова из его «евангельского» цикла — «Кто из вас без греха?» и «Повинен смерти» были приобретены за рекордные суммы: 6,4 и 4,4 миллиона долларов.
Если говорить о месте В. Д. Поленова в истории русского искусства, то помимо художественного творчества нужно учесть его педагогическую и общественную деятельность. Василий Дмитриевич был талантливым педагогом, среди его учеников такие известнейшие художники, как И. Левитан, А. Головин, К. Коровин, Л. Пастернак.

Истоки универсальности дарования художника можно найти в среде, сформировавшей его. Поленов родился в старинной дворянской семье. Отец — Дмитрий Васильевич был дипломатом, крупным чиновником, а также историком, археологом и библиофилом. Антиквариат, антикварная живопись также входили в сферу его интересов. Мать художника была известной детской писательницей, увлекалась живописью и была, по отзывам современников, неплохой художницей. Поленов учился одновременно в Петербургском университете на математическом отделении и в Академии художеств. После блестящего окончания Академии ему и И. Репину, как лучшим выпускникам, была предоставлена возможность заграничной пенсионерской поездки. Период заграничного путешествия сыграл большую роль в становлении художника, Поленов интенсивно учился, посещал музеи, изучал коллекции старинной живописи, антиквариата. Особенно в тот период его интересовала немецкая школа романтической исторической живописи, в частности, творчество Карла Пилотти. А также немецкая неоромантическая школа, послужившая одним из истоков европейского модерна. Во Франции Поленова увлекало творчество художников барбизонской школы и Камиля Коро. Именно в этот период во Франции заявили о себе художники — импрессионисты. Пленер, живопись на открытом воздухе была новым словом в технике живописи, несколько позже, уже в период своей преподавательской деятельности Василий Дмитриевич сумел увлечь своих учеников пленером, особым искусством передачи сиюминутного состояния природы, стремлением к изображению всей гаммы её настроений и состояний. А в умении передать поэзию природы, поэзию быта, романтику истории, глубину библейских сюжетов ему сложно было найти равных.

Значение антикварной живописи Поленова

Право господина

Право господина

Ранний период творчества Василия Поленова был посвящен исторической живописи, среди известных полотен этого периода «Право господина», «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель». Но настоящую славу живописца Поленову принесли его на редкость задушевные, полные любви к родной земле работы «Московский дворик», «Заросший пруд». В своей живописи он раскрыл интимный мир старинной русской усадьбы — «Бабушкин сад». Этюды и зарисовки Василия Дмитриевича могут быть украшением собрания любого коллекционера антиквариата.

Особую часть творческого наследия художника составляют его многочисленные полотна на библейскую тематику: «Среди учителей», «Христос и грешница», «На Тивериадском озере». Поленов полагал, что церковь находится в глубоком кризисе, но произведения искусства могут нести людям истину библейских образов.

Талант музыканта и художника сблизил его с известным русским меценатом С. И. Мамонтовым. Поленов оформлял спектакли Московской частной русской оперы, которую возглавлял Савва Иванович. В усадьбе Мамонтова — Абрамцево — любили собираться чуть ли не все известные художники того времени. Там же была написана одна из лучших жанровых работ Поленова «Абрамцево. На лодке». Под влиянием своих друзей, Василий Дмитриевич занялся архитектурой. Члены абрамцевского кружка, куда входили архитекторы, скульпторы, художники увлеклись идеей построить на территории имения храм. Поленов создал план храма в стиле новгородских церквей XII века.

Творчество Василия Дмитриевича удивительно многогранно, он сумел оставить яркий след во многих видах искусства. В истории русского искусства он занимает значительное место как талантливый художник, как масштабная личность, как педагог, оказавший влияние на формирование таланта многих других живописцев.