Творчество скульптора Феликса Шопена в Санкт-Петербурге.

Интересно отметить, что среди бронзовых изделий, хранящихся в частных коллекциях, до сих пор можно встретить скульптуры очень известных российских мастеров конца XIX века. Творчество многих отражением можно увидеть в произведениях искусства последующих  мастеров.  Феликс Шопен  (фр  Felix Chopin Felix Schope 1813 года — 1892 года, Париж) ― французский и российский литейщик бронзовых и железных изделий, предприниматель, Поставщик Двора Его Императорского Величества. В 1838 году приехал в Санкт-Петербург работать управляющим на литейном заводе Герена, которому угрожало банкротство (Герен и Жюльен Шопен были партнёрами). В 1841―1842 г.г. завод перешёл в полную собственность Феликса Шопена. Очень скоро ему удалось наладить производство различных изделий из бронзы, которые пользовались большим спросом. Особенно успешными среди покупателей были его канделябры, бра, также люстры и маленькие изделия из бронзы, отлитые по эскизам скульптора-анималиста Евгения Александровича Лансере. И с 1845 года был Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Поставлял люстры из позолоченной бронзы для Владимирского зала и Грановитой палаты в Большом Кремлёвском дворце Московского Кремля. Развитию фабрики Шопена во многом способствовали правительственные заказы. В 1840-е годы ему заказали отлить двери для Исаакиевского собора, а также для московского храма Христа Спасителя. В 1876 году Шопен принимал участие во Всемирной выставке в Филадельфии, где представил публике свою монументальную люстру на 100 свечей, изготовленную из позолоченной бронзы, а также ряд изделий из фарфора. В Санкт-Петербурге его продукцию можно было часто встретить в церквях и в домах знати.

С точки зрения стилистики работы Шопена в основном можно отнести к так называемому «Второму рококо» (или неорококо). Шопен продолжал иметь статус поставщика двора императора и снабжать его множеством бронзовых изделий, а также организовал тесное сотрудничество своей фабрики с Императорским фарфоровым заводом Санкт-Петербурга. Поставлял он не только монументальные произведения, но также занимался и мелкой работой по созданию фурнитуры для дверей и окон или, ремонтировал или дорабатывал то, что уже было при дворе. В основном сотрудничал с Евгением Лансере, но также создавал бронзу по моделям Артемия Обера, Марка Антокольского, Михаила Микешина, Андрея Гуна и некоторых других скульпторов и художников.

В 1867―1868 гг. Шопен на основе договора подписки создал 64 бюста русских царей и великих князей, каждый по 30 см высотой. Помимо фабричной продукции, изготовлявшейся на широкий рынок, с середины XIX века Шопен начинает работать на «русскую» серию. Его  бюсты российских царей пользовалась спросом на протяжении всего XIX века. Эти небольшие бюсты изготовлялись из различных материалов, начиная от золоченой бронзы и заканчивая цинком. Все они были на круглых постаментах, на которых стояло имя изображенного правителя.

Бюсты русских царей, а также ларцы для хранения грамот из Кремля, сделанные Шопеном в 1856 — 1859 годах по рисункам академика Ф. Г. Солнцева, являлись данью новой моде на национальное искусство и отзвуком официального «русского стиля» в бронзе.

Авторитет Шопена как фабриканта настолько возрос, что на выставке художественной промышленности 1882 года в Москве он был избран в число членов экспертной комиссии выставки по отделу фабричных и ремесленных изделии из металлов и «награжден правом изображения герба за введение в России вместе с бронзовым делом, многих новых моделей высокого достоинства, за долговременное существование фирмы и за постоянное стремление к усовершенствованию». В 1888 году Шопен доверил управление заводом Шарлю Берто, с которым он работал с 1886 года. Сам же он уехал обратно во Францию, где и скончался в 1892 году.

В Санкт-Петербурге фабрика Шопена была крупна и неоспоримо популярна. Вначале находилась на Васильевском острове, но позже была перенесена на Обуховский проспект. С XIX века Шопен исполнял все городские государственные заказы, связанные с бронзовым литьем. 1860 — е – 1880 — е стали периодом золотого рассвета.  В конце 1880-х фабрика перешла во владения Карла Берто и существовала до революционных событий 1917 года.

Литература:  Ludwig Damböck, Jacob Manner: Bericht über die Gewerbe-Ausstellung des russischen Reichs zu St. Petersburg im Jahre 1849, Wien 1849

Friedrich Matthäi: Die Industrie Russlands in ihrer bisherigen Entwickelung und in ihrem gegenwärtigen Zustande, mit besonderer Berücksichtigung der allgemeinen russischen Manufaktur-Ausstellung im jahre 1870: Industrielles Handbuch für das Gesammtgebeit des russischen Reiches, H. Fries, 1873

Thieme-Becker: Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler, Band 6, Leipzig 1912 unter Hinweis auf einen weiteren Pariser Bronzeur gleichen Namens, der um 1800 wirksam war.

Магазин-салон «Старый Петербург» занимается покупкой и продажей антикварных изделий и другого антиквариата. Ждем Вас! Вы можете связаться с нами, воспользовавшись почтой antikfromspb@gmail.com, контактной формой, размещенной на сайте, либо whatsapp и viber +79522732302.

Оцените статью
Старый Петербург