антиквариат

Страхование и оценка антиквариата. Часть 1

антиквариатСтрахование антиквариата: за и против

В большинстве своём, коллекционеры не стремятся разглашать сведения о стоимости своих коллекций антиквариата. В нашей стране владельцы старинных вещей начали понимать их ценность лишь в девяностые. Только тогда стало массово приходить осознание того, чем с точки зрения стоимости являются антикварная живопись, мебель, посуда и другие предметы. К сожалению, именно тогда случаев воровства и грабежей старинных предметов, а нередко и убийств коллекционеров, становилось всё больше.

Оценка антиквариата — важный этап страхования

На данную тему можно встретить много реплик со стороны директоров аукционных домов и опытных антикваров. В основном, прослеживается общая тенденция: большинство игроков современного российского рынка сходятся в сравнении владельцев антиквариата сегодня и в советское время. Тогда людей не беспокоили вопросы безопасности, имела место непринуждённость в общении и обмен антикварными вещами. Современные коллекционеры, помимо покупки антиквариата, заботятся о сохранности приобретённых ценностей. Среди мер безопасности — ограниченный допуск в помещение, решётки на окнах, сигнализация. В отдельных случаях — размещение коллекции или отдельных экспонатов на хранение в специализированные учреждения, где обеспечена оптимальная для сохранности среда.

Страхование коллекции — мера, к которой прибегает далеко не каждый владелец. Данный способ защиты практикуют крупные инвесторы — покупатели дорогих вещей. Среднему коллекционеру, как правило, это не по карману. Основная причина — необходимость оценки антиквариата перед заключением договора страхвания, а в отдельных случаях — экспертиза. Стоит также отметить, что в процедуру (и, соответственно, стоимость) оценки включены вероятные затраты на восстановление вещи и снижение стоимости (если экспонат нуждался в восстановлении) при выставлении предмета на торги.

антиквариатС целью устранения риска потенциальных убытков зачастую страховщики требуют от коллекционеров обращаться за оценкой антиквариата к государственным оценщикам. В свою очередь, к наиболее авторитетным для банков, страховых компаний и коллекционеров экспертам антиквары относят те компании, которые расположены в Москве, либо в Санкт-Петербурге. Проблема такого расположения  компаний-оценщиков заключается в том, что это усложняет ситуацию для коллекционеров из городов, расположенных далеко от столиц. Ещё одно препятствие в принятии решения застраховать коллекцию — высокая стоимость услуг оценки антиквариата и экспертизы.
К примеру, имела место следующая ситуация: покупатель большой коллекции произведений искусства обратился в одну из таких фирм для оценки потенциального приобретения. Компания запросила сумму, вынудившую человека отказаться от услуг эксперта. В результате коллекционер приобрёл произведения советской эпохи без проверки адекватности заявленной стоимости.

Стоит отметить, что в данном случае риск невелик. Подлинность антиквариата советских лет оценивается сотрудниками музеев, можно обратиться к наследникам авторов произведений, не сложно проследить историю. Иначе обстоит дело с покупкой антиквариата 19 столетия и ранее. Рынок наводнён подделками, и экспертиза — важная часть сделки. Страховые компании в удалённых от столицы городах утверждают, что коллекционеры редко обращаются к ним из-за высокой стоимости оценки антиквариата.

Примечание эксперта по антиквариату

Для предварительной оценки антиквариата многие эксперты рекомендуют обращаться к частным антикварным салонам. Наш салон антиквариата «Старый Петербург» расположен в самом центре города, и уже много лет специалисты нашего антикварного салона готовы проконсультировать Вас или провести профессиональную оценку Вашего антиквариата совершенно бесплатно! Мы также готовы рассмотреть Вашу заявку онлайн — для этого Вам необходимо заполнить форму на нашем сайте.

В частности, Новосибирский филиал Росгосстраха не заключал договоров страхования антиквариата в течение 10 лет. При этом руководство компании отмечает, что люди интересовались такими полисами. Однако, проинформированные об обязательной оценке антиквариата, граждане повторно не обращались. Во втором случае, директор крупной энергетической компании попытался застраховать известную картину Григория Ликмана (Новосибирск). При столкновении с проблемами оценки бизнесмен решил отказаться от страхования произведения искусства. Владелец картины объяснял отказ неизвестностью результата, итоговой стоимости оценки и размера страхового взноса.