Борис Григорьев. Автопортрет

Старинная живопись Бориса Григорьева

Борис Григорьев. Автопортрет

Борис Григорьев. Автопортрет

В Третьяковской галерее выставляются работы выдающегося художника ХХ века Бориса Григорьева. Творения русского авангардиста вызывают ажиотаж на рынке антиквариата. Его произведения становятся основными экспонатами музейных выставок и частных собраний. Картины Григорьева разошлись по всему свету. На последней московской выставке были представлены 150 полотен мастера.

Творческий путь Б. Григорьева

Дворяне были шокированы пугающими типажами крестьян-революционеров, которых художник изобразил на своей картине, посвященной социальным изменениям в стране. Цикл «Расея» точно передавал образ мыслей и действий сельчан до и во время октябрьского переворота 1917 года. Стремление к жизненной правде чуть не привело Григорьева к гибели. Представитель пролетариата заподозрил в художнике врага народа. Угрожая живописцу оружием, он отвел предполагаемого лазутчика к местному комиссару. Однако ситуация не приняла критического оборота, и Григорьев был освобожден. Он продолжал творить, и его работы, некогда вызывавшие у российской знати своего рода отвращение, сегодня, на чужбине, стали почитаться ими же как антиквариат. Изгнанников настигла ностальгия. В Париже Борис Григорьев тоже поддается этим настроениям. Он работает над циклом «Лики России», мысленно восстанавливая утраченное.

Антикварная живопись авангардиста

Выставка в Третьяковской галерее призвана не только удовлетворить интерес знатоков старинной живописи, но и познакомить широкую публику с

Борис Григорьев. Портрет Шаляпина

Борис Григорьев. Портрет Шаляпина

творчеством Бориса Григорьева. Следует отметить, что художник, принадлежащий к организованному Сергею Дягилеву сообществу «Мир искусства», не был столь знаменит, как его остальные участники (Серов, Рерих, Коровин, Бакст). Однако русский авангардист стал невероятно популярен за границей. Причем успех пришел к нему еще при жизни. На сегодняшний день его работы – одни из самых дорогостоящих на мировом рынке антиквариата. На отчизне Борис Григорьев не снискал такой известности. В России его персональные выставки – редкое явление. Старинная живопись Григорьева выставляются только в Русском музее и Третьяковской галерее. Картины приходилось собирать за рубежом. Новая экспозиция пополнилась портретом крестьянина. Полотно отдали на экспертизу в Третьяковскую галерею. Его обладатель сомневался в подлинности старинной картины, потому что были известны случаи подделки Григорьева. Однако эксперты подтвердили авторство живописного полотна. Так в экспозицию вошла еще одна работа мастера российского авангарда.

Творческий путь художника сложен. Он учился в Строгановке, довольно быстро достиг профессионального признания, эмигрировал в Финляндию после установления советского режима. В отличие от своих коллег, художник не был заинтересован в импрессионизме, футуризме или кубизме. Именно эти художественные направления получили распространение в тот исторический период. У Григорьева выработался свой собственный стиль, который не укладывается в известную классификацию. Его антикварная живопись ценится в том числе за оригинальность. Он писал портреты известных людей своего времени в характерной, легко узнаваемой манере. В этой ироничной галерее множество персонажей – Горький с отчаянной жестикуляцией, вальяжный Шаляпин, отдыхающий на диване в халате, Мейерхольд сразу в двух образах: лучник в азиатском костюме и нарочитый денди. Поза Мейерхольда, ужасно похожего на марионетку, была изобретена самым художником. Представитель богемы был вынужден позировать на цыпочках, что физически неудобно. Именно поэтому у Мейерхольда такой изможденный вид.

Борис Григорьев. Портрет Мейерхольда

Борис Григорьев. Портрет Мейерхольда

Французский цикл Intimite обрисовывает порочную жизнь столицы, полную греховных наслаждений. Продажные женщины здесь носят черные цилиндры и черные чулки. Созданное незадолго до начала Второй мировой войны полотно «Немецкий мясник», напротив, далеко от каких-либо эстетических изысков. Григорьев обличает фашизм, воплотив его сущность не в подтянутом немецком солдате, который страстно верит в доктрину фурера, а в обрюзгшем мещанине-бюргере.

Достигнув преклонных лет, художник отошел от острых, конфликтных образов. Он путешествовал на Латинской Америке, писал гуашью пышные виды Бразилии. Судя по его личной переписке, Григорьев все еще хотел вернуться на свою родину, однако эти мечтания не осуществились. Он покинул наш мир в 1939 году в городке возле Ниццы.