Русская пейзажная живопись 19-го века

Популярность русской пейзажной живописи XIX века на рынке антиквариата очень велика. Произведения художников — пейзажистов из России оцениваются в десять-двадцать раз дороже, чем живопись европейских художников тех же школ. Правда, такой ажиотажный спрос на русскую антикварную живопись имеет и оборотную сторону, он вызвал целую лавину подделок, которая захлестнула мировые рынки антиквариата. Хотя, можно подделать технику, но невозможно — ту глубину чувств, которая воплощена в картинах великих художников. В своей «Автомонографии» И. Э.  Грабарь так рассказывал о рождении замысла картины: «Природа праздновала какой-то небывалый праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу…» Игорь Эммануилович писал, что мечтает передать хотя бы десятую часть этой удивительной красоты.
Искусство остро ощущать красоту природы, способность понять её язык, умение найти созвучие своих чувств, духовной жизни с миром природы стали источником творчества для русских писателей, музыкантов и, конечно, художников.

Пейзажная живопись грани XVIII-XIX веков: стили «слог героический» и «слог пастушеский»

Сильвестр Щедрин
Сильвестр Щедрин

Пейзажная живопись в России, как отдельный жанр, сформировалась в конце XVIII века. В это время в России большое влияние имела эстетика сентиментализма с присущей ей культом «естественной природы». Поэты воспевали мир природы и полагали, что, только живя на её лоне, у человека проявляются самые лучшие человеческие качества — чувствительность души, способность сопереживать, отзывчивость сердца и умение наслаждаться прекрасным. Пейзажную живопись эстетика сентиментализма вдохновляла на значительную идеализацию сельского и городского пейзажа. Изображались не реальные объекты, а, скорее, идеальные преставления о них. Пейзажная антикварная живопись этого периода буквально излучает гармонию и уравновешенность. На грани XVIII-XIX веков было принято делить исторический пейзаж на два стиля или два слога, как тогда называли стили: «слог героический» и «слог пастушеский». Предметом интереса для «слога героического» были старинные храмы, древние памятники, загородные дома классической архитектуры. А для «слога пастушеского» характерен был интерес к сельской природе во всей её естественности, простоте и удивительном очаровании. Среди художников-родоначальников жанра пейзажной живописи в России стоит вспомнить Семена Федоровича Щедрина. Он воспитал многих русских пейзажистов, талант которых в полной мере проявился в XIX веке. Среди наиболее известных его учеников — Федор Матвеев, племянник Семена Федоровича — известнейший русский пейзажист Сильвестр Щедрин.

Романтический пейзаж: новый взгляд художников на природу.

Историю развития русской пейзажной живописи XIX века можно разделить на два взаимосвязанных, но четко различимых этапа. Первый связан с эпохой романтизма, второй – с появлением в искусстве направления, который позже был назван критическим реализмом. В живописи яркими представителями его были художники-передвижники.
Эпоха романтизма создала свой идеал человека, это должна была быть свободная, раскрепощенная и духовно богатая личность. Идеалы романтизма нашли свое воплощение в живописи первой половины XIX века, в том числе и пейзажной. В восприятии художника этой эпохи мир природы находится в тесном взаимодействии с внутренним миром человека. Он видит в ней отражение своих чувств, страстей, переживаний. Образцом пейзажа становятся не отвлеченные академические программы или «сочиненные» идеальные ландшафты, а естественная природа. В период романтизма появляется стремление писать природу с натуры, возникает понятие пленерной живописи. Поэтические, возвышенные, лирические настроения воплотились в прекрасной пейзажной живописи, излюбленными сюжетами которой служили изображения цветущей природы Италии, тихие, умиротворенные, гармоничные и спокойные русские пейзажи. Художники сами внимательно изучали природу, а не представления предыдущих поколений художников о правилах изображения её. Благодаря такому подходу, были сделаны открытия тонких взаимоотношений колорита картины, её освещения. Открытия русских художников первой половины XIX века сыграли большую роль в дальнейшем развитии пейзажной живописи. Сейчас русскую старинную живопись этого периода можно считать гордостью русского искусства.
С именем Сильвестра Федосеевича Щедрина связано формирование традиций русского романтического пейзажа. Художественное образование он получил в пейзажном классе Академии. Его учителем был известный мастер городского пейзажа Федор Алексеев. После окончания Академии с золотой медалью Сильвестр Щедрин уезжает за границу. Он живет в Риме, затем в Неаполе. В Италии молодой художник сближается с известными мастерами живописи О. Кипренским, К. Брюловым, потом с К. Батюшковым. Любимыми сюжетами С. Щедрина были живописная итальянская природа, городские пейзажи. Пожалуй, одним из самых романтичных полотен Щедрина можно назвать «Лунную ночь в Неаполе». На нем мы видим яркую луну, выглянувшую из-за туч. Она освещает воду Неаполитанского залива и

С. Щедрин. Неаполь в лунную ночь
С. Щедрин. Неаполь в лунную ночь

придает всему вокруг голубоватое таинственное сияние. Её холодноватый свет контрастирует со светом костра, который рыбаки разожгли на берегу. Художник резко обозначил затененные и освещенные места. В этой картине нет так присущей пейзажам С. Щедрина безмятежности, скорее, её пронизывает настроение тревоги и взволнованности.

Творцы старинной живописи

Среди талантливейших художников первой половины XIX века нельзя не вспомнить Александра Андреевича Иванова, Алексея Гавриловича Венецианова, Григория Васильевича Сороку (Васильева). Творческий путь Льва Феликсовича Лагорио и Ивана Константиновича Айвазовского продолжался и во второй половине XIX века, но они оба, скорее, принадлежали к романтической школе живописи.
О живописи Айвазовского Александр Бенуа писал, что никто из художников России не находится на такой высоте, чтобы интересоваться трагедией мироздания, мощью и красотой стихийных явлений. Удивительное мастерство Ивана Константиновича в передаче могучей, грозной, завораживающей силы необузданной морской стихии поражает и сейчас. Подтверждением этого факта может служить последняя сенсация антикварного рынка — все престижней становится покупка русской антикварной живописи. На лондонском художественном аукционе, прошедшем 24 апреля 2012 года, был установлен новый рекорд цен на картину И. Айвазовского. Полотно «Вид Константинополя и Босфорского залива» на торгах Sotheby’s было продано за три миллиона фунтов стерлингов.

Оцените статью
Старый Петербург