Икона "Николай Чудотворец", дерево, сусальное золочение, 107 х 69 см, Россия 1880-е гг.

Русская икона

Русская икона

Икона "Николай Чудотворец", дерево, сусальное золочение, 107 х 69 см, Россия 1880-е гг.

Икона «Николай Чудотворец», дерево, сусальное золочение, 107 х 69 см, Россия 1880-е гг.

Много сотен лет этот дуб роняет по осени листья на замерзшую землю. Он – огромен. Он – сама мощь. Ходят легенды, что еще древние славяне обращались к нему в те времена, когда поклонялись Роду и Перуну, Ладе и Сварогу.… А потом князь Владимир крестил Русь, поменялись Боги. Сейчас, хоть на этот дуб уже и не молятся, он как незыблемый символ древности – неугасаемой красоты, стабильности и тяги к вечному, импонирует всему тому, на что ориентируются современные коллекционеры древних икон, появившихся на Руси вслед за другими неотъемлемыми атрибутами христианства.
Неслучайно именно «появившимися». Изначально у греческих духовных лиц было принято дарить русским драгоценные иконы. Именно по ним первые мастера начинали изучать иконопись, именно в них нашли свою высокую технику. Естественно, были и греческие учителя, специально вызванные Владимиром для обучения русских иконописцев. Все это со временем привело к тому, что уровень написания икон на Руси стал очень высоким. И уже греческие духовные саны просили в качестве подарка прислать им знаменитую «русскую икону».

Худые, аскетичные лица; глаза, горящие огнем надежды и всепрощающей любви; тонкие фигуры, порой неестественные, но канонически строгие, — все это особенности русской иконописи. Ее главной задачей было отразить свет и надежду, которую несла в себе молодая религия. Древние художники чутко восприняли свою новую цель. Закономерно, что именно через аскетизм, бледность и тонкость они старались передать высоту духовной жизни, отрицание излишеств. И, как показала история – они не ошибались. Покупка и продажа антиквариата в этой сфере высоко оценивает сейчас их труды. На русских иконах вы не увидите пухлых румяных щечек и округлых упитанных форм. Как можно изображать такое, если рядом с Воскресением Христа необходимо помнить о его распятии, да и любая другая радость непременно должна идти рука об руку с лишениями тяжелого труда.

Школы иконографии

В конце концов, к пятнадцатому, шестнадцатому веку на Руси складываются свои иконописные школы. Главные среди них – Московская, Новгородская и Строгановская. Собиратели антикварной иконописи и знатоки русских икон называют еще порой и Суздальскую, Киевскую школы и некоторые другие. Различия между произведениями указанных образований состоит в тонкостях и деталях создания иконы. Это могут быть особенности отделки, яркость красок, расположение святых и духовных лиц. Порой границы между той или иной школой едва различимы, и только иконографы да коллекционеры иконописи могут достоверно утверждать, чьей кисти принадлежит тот или иной образ. Объединяет же все эти школы, по-прежнему – техника, перенятая у греческих мастеров, да формы византийской иконографии.

Пережив в семнадцатом веке пик своего сотворения, когда государь собирал при дворе лучших иконописцев для создания образов, росписи храмов, покоев и знамен, русская икона сегодня навсегда заняла свое место среди излюбленных лотов современных ценителей древнего искусства. Стоит заметить, что русская иконопись в целом занимает одну из наиболее весомых ниш на русских торгах Christie’s или Sotheby’s, если не сказать – главную. Именно русское мастерство, воспитанное на идеалах прекрасного византийских и греческих мастеров поставило его на столь значимое место, обозначив Россию главным поставщиком столь необыкновенного искусства – иконописи. В русских иконах нет недостатка в духовности, и именно это привлекает сейчас к ним огромное количество покупателей из разных частей света, стремящихся прикоснуться к высокому свету художественной христианской души.