basin-001-222x300

Пётр Васильевич Басин

Русский живописец Пётр Васильевич Басин

Пётр Васильевич Басин

В данной статье речь пойдёт о характерном представителе этого направления в русской живописи 19 века, художнике, чьё творчество оказало сильное влияние на отечественную школу. Пётр Васильевич Басин родился в Петербурге 6 июля 1793 года, живопись стала интересовать его довольно рано. Восемнадцати лет от роду молодой человек начинает своё образование в рисовальных классах Императорской Академии художеств в качестве вольного слушателя. В дальнейшем под руководством профессора Василия Козьмича Шебуева Басин занимается исторической живописью.

Тем и завершилось обучение, итогом которого выступает картина «Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих» (1818). Эта работа становится для начинающего художника «пропуском» в мир искусства – она принесла автору известность. Кроме того, Басин становится обладателем Большой золотой медали, а также пенсиона от Академии, дающего художнику возможность совершить поездку за границу. Самые выдающиеся выпускники Академии художеств поощрялись таким образом. В первой половине 19 века начинающие художники, в основном, посещали Италию – родину многих старинных картин, признанных шедевров живописи. Такие поездки для большинства молодых людей имели большое значение в плане творческого развития, роста мастерства и выработки своего направления.

Италия в творчестве художника

Итак, в 1819 году Петр Васильевич Басин едет в Италию, где живёт и работает в течение одиннадцати лет. Этот период оказался для художника весьма плодотворным, и в плане творчества его принято считать наиболее удачным. В эти годы Басиным написан ряд полотен на мифологическую тему, согласно основному направлению его учебного заведения – академизму. В частности, это картины «Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели» (1821) и «Сусанна, застигнутая старцами в купальне» (1822), принадлежащие Государственному Русскому Музею. Самое значимое произведение Басина, изображающее античный исторический сюжет – написанная в 1826-28 годах картина «Сократ при осаде Потидеи защищает Алквиада», является итоговой работой итальянской стажировки художника. Выставленная в Риме, она принесла автору успех. При перевозе полотна на корабле в Петербург оно сильно пострадало от постигшего судно кораблекрушения, но было подправлено автором в 1830 году, по возвращении в Россию. Это произведение, принесшее Петру Басину звание академика, было подарено родной Академии. В данной работе присутствует свойственная художнику романтическая манера. Под влиянием этого направления искусства живописец, создавая этюды с натуры, стремится изобразить конкретное время суток, передавая свойственное ему состояние цветовых соотношений и освещения. Эти этюды достойны внимания современного зрителя, интересующегося старинной живописью и антиквариатом.

Вернёмся к Италии. Здесь, помимо изображения мифологических сюжетов, Басин работает над пейзажами – картины, созданные в 1820-х: «Итальянский пейзаж», «Вечерний пейзаж…», «вид в окрестностях Субиако», «Пейзаж со стадом коз», посвящены видам Италии. Из-под его кисти выходят также портреты («Неизвестная с девочкой» (1822), «Портрет художника Сильвестра Щедрина» (1823), «Клодина Нантен» (1827)) и жанровые сцены, показывающие жизнь итальянцев («Землетрясение в Рока-ди-Папа близ Рима» (1830)). Это далеко не полный перечень произведений выдающегося живописца, созданных им во время пребывания в Италии. Стоит упомянуть и такие талантливые работы, как «Фраскатанские игроки» и «Разбойник, похищающий девушку от её матери». В Италии художник не только пишет собственные картины, но и создаёт копии некоторых шедевров старинной живописи – произведений выдающихся итальянских мастеров – Рафаэля, Доминикина.
По возвращении из Италии Басин становится преподавателем в Академии художеств, в 1831 году – одним из ведущих, а в 1836 году получает звание профессора второй степени по исторической и портретной живописи. Это хорошее начало карьеры художника, которая оказалась удачной. Около сорока лет отдал Пётр Васильевич преподавательской деятельности в стенах родной Академии, получая повышения в чине и ордена вплоть до выхода в отставку в 1869 году в звании заслуженного профессора первой степени.

Что касается творчества художника, необходимо отметить его работу над росписями Зимнего дворца – создание сорока аллегорических и мифологических фигур, плафона для дворцового храма в тридцатые годы 19 века, а также совместное исполнение росписей Помпейской галереи дворца с Фёдором Ивановичем Вундерлихом. Басин награждён золотой медалью, которая была отчеканена специально – в память о восстановлении Зимнего дворца после случившегося там пожара, а также орденом св. Владимира 4-й степени. Это, пожалуй, самая выдающаяся работа Петра Васильевича в этот период. В основном живописец писал портреты, заказанные частными лицами. Из них наиболее удачны те, что создавались с любовью – портрет жены, Ольги Владимировны Басиной (между 1838 и 1841), рано оставившей этот мир, портреты шестерых детей художника (середина 1850-х) и другие. Внимания заслуживает и выполненная в начале тридцатых годов небольшая жанровая картина «Чердак здания Академии художеств», в которой узнаётся венециановская школа. На полотне изображены прачки, развешивающие бельё на чердаке Академии.

Пётр Васильевич Басин. Часть 2