2

Петров-Водкин: окончание

1Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: педагог и общественный деятель, теоретик искусства

Петров-Водкин отдал училищу больше времени, нежели другие живописцы. Учёба затянулась по нескольким причинам. Одна из них — необходимость содержать себя, самостоятельно зарабатывая на жизнь. Другая — увлечение литературой. Эта страсть отнимала и время, и силы. По окончании училища Кузьма Сергеевич даже не сразу определился с выбором — живопись или литература.

Петров-Водкин надолго оставил попытки стать писателем. Но после запрета врачей работать с красками, переселившись на лоно природы и познакомившись с проживающими по соседству писателями, Кузьма Сергеевич вспомнил увлечение юности. Он стал близок с Толстым, писавшим в те годы «Петра Первого», с Фединым, работавшим над «Братьями» и Шишковым, из-под пера которого выходила «Угрюм-река». В этот период непринуждённого общения с видными литераторами Петров-Водкин написал две книги — «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933). Эти эмоциональные, полные романтики повествования о детских и юношеских годах автора, попали под жёсткую критику со стороны опять таки Горького. «Его книги являются вместилищем словесного хлама» и «выдумывает так плохо, что верить ему невозможно» — такими оценками «наградил» произведения Петрова-Водкина авторитетный литератор того времени. После таких отзывов со стороны Горького у Кузьмы Сергеевича не было ни единого шанса издать свои книги. А их было не так уж и мало — двенадцать пьес, двадцать рассказов и три повести.

Примечание эксперта по антиквариату

Русская живопись начала 20 века все чаще становится предметом коллекционирования. Причина — растущая инвестиционная привлекательность. Вы можете купить антиквариат в Санкт-Петербурге: специалисты нашего антикварного салона готовы проконсультировать Вас или провести оценку Вашего антиквариата совершенно бесплатно! Мы также готовы рассмотреть Вашу заявку онлайн — для этого Вам необходимо заполнить форму на нашем сайте. 

Как бы там ни было с литературой, в стране Советов с художником считались, «Купание красного коня» стало символом победившего социализма. Занимая высокий пост, в течение пятнадцати лет Кузьма Сергеевич с упорством, достойным лучшего применения, внедрял в Академии свою методику. Система трёх цветов преподносилась как единственная, но коллегами воспринималась в штыки. Такой авторитарный подход вынудил нескольких признанных живописцев уйти из Академии художеств. Несмотря на усилия и жёсткость, с которой Петров-Водкин отстаивал свой стиль, прямых его последователей нет. Одним из учеников Кузьмы Сергеевича был А. Самохвалов.

Активный участник послереволюционной общественной жизни, художник был членом «Четырёх искусств» — одного из наиболее влиятельных художественных объединений. Много лет он посвятил работе над созданием собственной теории живописи. Не жалел сил и времени, стараясь обучить других, внедрить плоды своих усилий. Немало произведений, как живописных, так и графических, создал Петров-Водкин за годы плодотворного творчества. Считая себя настоящим «попутчиком революции», получив титул Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Кузьма Сергеевич всё же не до конца вписывался в образ «советского художника». Приверженец символизма, имеющий за плечами парижскую и мюнхенскую живописную школы, не скрывающий своего интереса к иконописи и в прошлом сам создававший иконы и фрески. Такой творческий багаж не вполне устраивал власть Советов. Однако, отечественной живописи повезло — имя Петрова-Водкина не затерялось среди множества имён, художник не пропал бесследно и не «пошёл по этапу». Талант сына хвалынского сапожника оказался востребован.