Наталья Сергеевна Гончарова

Амазонка русского авангарда

Наталья Сергеевна Гончарова
Наталья Сергеевна Гончарова

Словосочетание «амазонки авангарда» стало популярно с легкой руки организаторов  выставок живописи русских художниц-авангардисток: Натальи Гончаровой, Александры Экстер, Ольги Розановой, Любови Поповой, Варвары Степановой и Надежды Удальцовой. Проходили выставки в крупнейших городах мира: Нью-Йорке, Венеции, Берлине, Бильбао, Лондоне, Москве. Инициатором и организатором серии выставок был фонд Гугенхейма. Произведения художниц вызвали большой интерес, ведь никогда ранее в истории мировой живописи такое значительное количество талантливейших женщин — художниц не сыграло настолько большой роли в формировании нового направления в искусстве. Современные антиквары высоко оценивает их произведения, а полотна Натальи Гончаровой и вовсе являются, наряду с полотнами Пикассо, самыми дорогими произведениями антикварной живописи.

Среди столь яркого созвездия художниц-авангардисток выделяется фигура Натальи Сергеевны Гончаровой. Она — правнучатая племянница супруги А. С. Пушкина — Наталии Гончаровой. Окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Училась Гончарова на скульптурном отделении у преподавателя П. Трубецкого, а затем у К. Коровина, в его классе живописи. С ранней юности работы Натальи Гончаровой отличались яркой красочностью, декоративностью и стремлением к монументальности образов.

Этапы творческого пути и особенности стиля художницы

Строго говоря, амазонками и скифскими всадницами  созвездие художниц-авангардисток назвал Бенедикт Лившиц в своей книге «Полутороглазый стрелец», посвященной русскому авангарду. Эти эпитеты оказались удачными, поскольку, помимо всего прочего, вызывали ассоциации с древней культурой. Сила и мощь архаического искусства очень привлекала Наталью Гончарову. Её интерес к примитиву, лубку, ко многим видам народного творчества был своего рода антитезой урбанизации и всеобщей механизации. Она считала, что нужно не «следовать традиции», а «жить в традиции», так как живут в ней народные мастера.

Наталья Гончарова отдала дань увлечению кубизмом, футуризмом, но, прежде всего, она и её супруг Михаил Ларионов принадлежали к основателям русского примитивизма. Они создали свое направление в рамках абстракционизма — лучизм. Красочность, выразительность антикварной живописи Гончаровой делают её работы прекрасными образцами и воссоздания, и творческого переосмысления давних традиций.

Яркими и красочными Наталья Сергеевна изображала свои любимые мотивы: примитивный, близкий природе, крестьянский быт, древние могучие каменные идолы. Выразительными примерами такой живописи могут служить её работы «Крестьяне, собирающие виноград», «Идолы», «Уборка хлеба», «Мытье холста». К числу особенностей стиля художницы можно отнести использование плоских крупных цветовых пятен, обведенных четким контуром. Такая манера немного напоминает стиль Гогена, но это и не удивительно, его творчество вдохновляло многих художников-авангардистов.

Гончарова занималась также и книжной иллюстрацией. Она иллюстрировала «Слово о полку Игореве», произведения поэтов-футуристов, в частности поэму «Игра в аду» В. Хлебникова и Крученых.

Вместе с Михаилом Ларионовым Наталья Сергеевна принимала активное участие в выставках русских футуристов: «Мишень», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и других. С 1914 года она выполняет заказы С. П. Дягилева по оформлению спектакля «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, а затем начинает постоянно работать как художник театра. В 1915 году Гончарова и Ларионов по приглашению Дягилева переезжают в Париж, во многом слава «Русских сезонов» — и их заслуга, как прекрасных театральных художников. С 1919 года Ларионов и Гончарова решают окончательно остаться в Париже

Произведения Натальи Гончаровой на рынке антиквариата

Судьба творческого наследия Натальи Гончаровой немного напоминает строки стихотворения её друга, поэтессы Марины Цветаевой, кстати, оставившей прекрасные воспоминания о Наталье Сергеевне:

Уборка хлеба
Уборка хлеба

«Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед»

Спустя много лет красота, мощь и своеобразие живописи художницы нашли множество поклонников. Действительно, сейчас на мировом рынке антиквариата именно работы Натальи Гончаровой ставят ценовые рекорды. Так, в 2010 году её работа «Испанка» на аукционе антиквариата Christie`s была приобретена за 6,4 миллиона фунтов. А в 2011 году за её картину «Московская улица» состоялось целое состязание покупателей, которое привело к четырехкратному росту цены относительно верхнего эстимейта. Цена русской старинной живописи поднялась с 1,5 миллиона долларов до 6,3. Для аукционного дома Sotheby’s такой результат можно считать лучшим на специализированных торгах произведениями русского искусства.

Оцените статью
Старый Петербург