Ларионов М.Ф.

larionovМихаил Фёдорович Ларионов родился в Тирасполе (Херсонская губ.) 3 июня 1881 года. Образование будущий художник получил в Москве (он жил там с 12-летнего возраста). По окончании реального училища Воскресенского юноша поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Ларионов учился у таких мастеров, как К. Коровин, И. Левитан, В. Серов.

Раннее творчество художника. Постимпрессионизм

Творчество Ларионова раннего периода находилось под влиянием импрессионизма (В. Борисов-Мусатов), а также П. Кузнецова и М. Нестерова. В 1902 году за картины «непристойного содержания» художника отчислили из училища. Это не помешало ему заниматься любимым делом. Напротив, Ларионов много работал. Его полотна были представлены на выставках Союза русских художников, ТПХВ, Мира искусства. Работы художника приобретали известные коллекционеры и меценаты того времени, в том числе П. Третьяковым. Такие старинные картины, как «Море», «Рыбы», «Рыба на закате», были созданы в те годы. Некоторое время спустя, будучи уже именитым живописцем, Ларионов был восстановлен и возвращён в училище. Он продолжал обучение до 1910 года. В училище познакомился с Н. Гончаровой, которая впоследствии стала женой художника. Они продолжили совместные творческие поиски, вместе участвовали в различных выставках, представляя свои работы. В 1906 году Ларионов по приглашению Дягилева принял участие в Осеннем салоне в Париже. В дальнейшем своём творчестве художник постепенно отошёл от постимпрессионизма, и к 1907 году увлёкся народным и примитивным искусством.

Примечание эксперта по антиквариату

Коллекция антикварного салона в Санкт-Петербурге «Старый Петербург» содержит различные произведения искусства старины — и в том числе русскую живопись начала XX века. Это достаточно популярная категория антиквариата сегодня — помимо того, предметы старины в целом являются наиболее надежным способом инвестировать свои средства во время кризиса.

Абстрактное искусство и позднее творчество художника

Ларионова можно считать основоположником русского абстракционизма. С его картиной «Стекло» связано возникновение этого направления в русском искусстве. При этом, наряду с идеей беспредметности в творчестве художника того времени встречаются темы идеальной красоты. Примером тому – такие картины, как «Венеры», «Кацапская Венера». Ещё одна тематика того периода – военная служба (полотно «Отдыхающие солдаты»).
Художник был участником выставок художественных объединений «Ослиный хвост» и «Бубновый валет». В годы Первой мировой Михаил Фёдорович служил на фронте, был контужен и попал в госпиталь. С 1918 года и до конца жизни Ларионов с супругой жили в Париже. Михаил Фёдорович занимался сценографией, в частности, оформил спектакли «Лисица», «Русские сказки», «Шут». В то же время он писал интерьеры и натюрморты – «Ателье на улице Висконти», «Весенний букет». 10 мая 1964 года жизненный и творческий путь Михаила Ларионова закончился.