1

Лансере Евгений Александрович. Продолжение.

12Живая бронза Лансере

Большинство произведений Лансере отличает полное отсутствие шаблонного, трафаретного подхода. Все скульптуры выполнены с любовью, в них чувствуется искренность и правдивость, верность природе и её глубокое знание. В то же время, старинная бронза работы Лансере узнаваема, ибо носит на себе отпечаток его индивидуальности, собственного стиля и личности автора.

Замечательно воплощены в бронзе сцены из жизни русской деревни – «Крестьянин верхом», «Мальчик верхом, ведущий двух лошадей», «Овечий пастух», «Возвращение с пашни», «Чумак», «Плужник-малоросс», «Чабан», «Крестьянские сани», «На арбе» и многие другие. Невероятно точно отражены в старинной бронзе моменты из жизни людей с окраин – кавказских гор, киргизских и башкирских степей: «Джигитовка», «Погонщик ослов в Грузии», «Кабардинский табун», «Ловля дикой лошади», «Киргиз с беркутом», «Киргизский косяк на отдыхе», «Кумыс», «Башкир-табунщик» и другие. Прекрасны поздние произведения, созданные после поездки в Алжир – «Араб с соколом», «Араб с двумя осликами», «Арабский шейх», «Араб на осле», «Арабка с ребёнком на верблюде», «Алжирский ослик», «Бедуин», «Возвращение с охоты», «Фантазия» и многие другие работы. Каждое произведение поэтично и неповторимо. Это яркие и энергичные работы, в них воплощена жизнь.

Примечание эксперта по антиквариату

Замечательные произведения Лансере — это предметы, представляющие особый интерес для коллекционеров антикварной бронзы. В нашем салоне антиквариата в Санкт-Петербурге Вы можете найти немало редких и коллекционных бронзовых скульптур.

Лошади и люди в творчестве мастера

Во многих работах Лансере изображал своих любимиц – лошадей. Кроме реалистичной передачи, можно сказать, уменьшенной копии животных, художник воплотил в бронзе характер каждой лошади. При высокой степени детализации они не выглядят «засушенными». Очаровывает цельность и красота композиции, единство лошади и человека. В этом работы русского скульптора схожи с антикварной бронзой эпохи Возрождения.
Мнение о том, что Лансере ваял исключительно лошадей, не соответствует действительности. Не менее правдиво, красиво и цельно художник изображал верблюдов, ослов, баранов, быков и собак. Все фигуры животных, выполненные самостоятельно или вместе с людьми, сделаны с любовью и искренностью. Эти композиции ценны не только как антиквариат.

Не менее точно переданы автором человеческие образы – фигуры, позы, движения. Композиции лишены нарочитости и бравады, даже работы военной тематики полны поэзии и изящества. «Убитый араб», «Раненый сын, найденный арабом в пустыне», «Утрата товарища-коня», «Прощание казака с казачкой перед отправлением в поход» — драматические сцены, в них сквозит грусть и задушевность. Простота и человечность отличает композиции «Переход через Балканы», «Запорожец после битвы», «Донские казаки-фуражиры у водопоя». Жутковато-красивы работы «Атака казака», «Донской казак на коне», «Абрек», тихо крадущийся к противнику и «Черкес», скачущий во весь опор.

За свою недолгую жизнь Евгений Александрович создал более четырёхсот произведений. Большая часть которых была сосредоточена в коллекциях Грачева, Овчинникова, Сазикова, Хлебникова, Шопена и других фабрикантов. Впоследствии работы скульптора были собраны и хранились в Петрограде, на фабрике Морана. Последнее произведение Лансере – «Святослав», верхом на коне, обращающийся к своей дружине, находится в Русском Музее (Санкт-Петербург). Художник обладал тонким чувством меры, наблюдательностью, артистическим воображением, владел превосходной техникой – иными словами, был настоящим мастером скульптуры. В его работах отсутствует пафос, шаблонность и трафаретный подход. Старинная бронза работы Лансере – превосходный подарок, настоящее сокровище коллекции антиквариата.