2

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

2Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

На рынке антиквариата набирают популярность работы русских художников начала XXв. Одним из ярких представителей этого сегмента является Петров-Водкин. Кузьма Сергеевич искал в человеке и природе взаимосвязь с космосом, проявление высших законов мироздания. Любое изображение на его старинных картинах, будь то портрет или пейзаж, олицетворяет космическую энергию. Посредством живописи художник стремился сделать человечество более совершенным. Символизм прослеживается уже в раннем творчестве Петрова-Водкина. Первые картины не отличаются самостоятельностью, на них видно влияние живописной манеры Борисова-Мусатова, Врубеля и других авторитетных для начинающего художника современников. Примеры ранних работ Кузьмы Сергеевича — «Элегия» (1906), «Берег» (1908) и «Сон» (1910).

Многие картины Петрова-Водкина содержат в себе осмысление событий, сопутствующих революции и следующих за ней. В первые годы после победы большевиков художник писал преимущественно натюрморты — «Утренний натюрморт», «Розовый натюрморт. Ветка яблони» и «Селёдка» (1918), «Натюрморт с зеркалом» (1919), «Натюрморт с самоваром» и «Натюрморт с синей пепельницей» (1920). Не обойдён винманием и портретный жанр — «Автопортрет» (1918), «Голова мальчика-узбека» (1921), «Портрет Анны Ахматовой» (1922) и многие другие.

Яркий пример жанрового полотна — «1918 год в Петрограде» (1920). На картине изображены мать и дитя. Молодая женщина, одетая как рабочая, стоит на балконе с ребёнком на руках. Она верит в свою миссию, она прежде всего — Мать. От неё исходит спокойствие, умиротворение и уверенность в завтрашнем дне. Позади — охваченный революцией город. Он полон тревоги, но она никак не сказывается на героине полотна. Картина имеет второе, неофициальное название — «Петроградская Мадонна». Это одно из самых позитивных и жизнеутверждающих произведений Петрова-Водкина.

В 1926 году появилось полотно «Рабочие». Герои картины — два товарища. Один из них что-то говорит другому, словно доказывает свою точку зрения. Спустя два года была создана драматичная картина «Смерть комиссара». В центре композиции — раненный комиссар. Вокруг безрадостный пейзаж — песок и камни, покрытая редкой травой глинистая земля и овраги. На заднем плане — бегущие в бой солдаты, изображённые без пафоса и героизма. Командир умирает, и его взгляд полон боли и муки. В выражении лица и позе бойца, поддерживающего комиссара, не читается ни боли, ни злости. В картине полностью отсутствует пафос и театральность. Показан просто эпизод, каких на войне бывало множество. Командир и вдохновитель падает и умирает, отряд продолжает бежать и стрелять.

Петров-Водкин старался изобразить исторически значимые события.